Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Метод проектов на уроке и во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2021-01-09 19:22:57
Статью разместил(а):
Тороян Екатерина Ивановна

Метод проектов на уроке и во внеурочной деятельности

Авторы: Мазайкина Галина Ивановна

и Тороян Екатерина Ивановна

МБОУ «СОШ № 11», г. Алатырь Чувашской Республики

Аннотация: Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

Главная особенность метода проектов в том, что эта технология создает условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

Создание проекта – это творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. Таким образом, проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.

Эффективность использования метода проектов определяется тем, что:

- во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности,

- во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у обучающегося, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности,

- в-третьих, если у обучающегося учебная деятельность формируется медленно, то участие детей во внеурочной социально деятельности может сделать ее корректирующей,

- в-четвертых, обучающемуся младшего школьного возраста легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место.

Сложность использования данного метода заключается в том, что учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их.

Планируемым результатом использования метода проектов является:

  • формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;

  • получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

  • повышение активности и самостоятельности учащихся;

  • овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

  • осознание обучающимися ценностей совместного труда;

  • стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

  • развитие позитивной внутренней мотивации к обучению;

  • формирование высокой информационной и общей культуры.

Классификация проектов:

  1. По доминирующей деятельности обучающихся:

  • практико-ориентированный проект

  • исследовательский проект

  • информационный проект

  • творческий проект

  • ролевой проект.

2. По комплексности:

  • монопроект

  • межпредметный проект.

3. По характеру контактов:

  • внутриклассный

  • внутришкольный

  • региональный

  • международный.

4. По продолжительности:

  • мини-проект

  • краткосрочный проект

  • долгосрочный проект.

Формы продуктов проектной деятельности:

  • Web сайт

  • видеофильм

  • выставка

  • газета, информационный стенд

  • мультимедийный продукт

  • постановка

  • праздник

  • экскурсия.

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Список литературы:

1. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.- Чебоксары, 2007.

2. Педагогическая лоция. Метод проектов в школе. Источник: специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование". Верстка в HTML - Мячев А.А. ЦДО "Эврика", 2009. 

 

. . . . .