Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Стартовая диагностика

Дата публикации: 2021-01-28 17:23:41
Статью разместил(а):
Смирнова Елена Сафаровна

Стартовая диагностика по математике

Автор: Смирнова Елена Сафаровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, институт физико-математических и естественных наук, ФГБОУ ВО «КГУ»

 

Аннотация: В данной статье автор описывает процедуру проведения стартовой диагностики по математике в основной и старшей школе. Особое внимание уделено требованиям примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Ключевые слова: методика обучения математике, стартовая диагностика, качество математического образования.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Стартовая диагностика является одной из процедур внутренней оценки достижения планируемых образовательных результатов обучающихся. Проводится стартовая диагностика по математике в основной школе в начале 5-го класса с целью определения уровня освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика».

Согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования: «Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знако-символическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса». 

Материалы для проведения стартовой диагностики могут быть:

1) представлены в соответствующем учебно-методическом комплексе, по которому работает учитель;

2) разработаны учителем самостоятельно;

3) предложены и рекомендованы институтом повышения квалификации работников образования.

Также существует большое количество разнообразных электронных площадок, которые предлагают варианты диагностических работ. Учитель математики после изучения представленных материалов может выбрать их для проведения стартовой диагностики.

Материалы для проведения стартовой диагностики представляют собой пакет документов, содержащий:

1. Пояснительную записку;

2. Кодификатор, отражающий перечень элементов предметного содержания, проверяемых на диагностической работе, а также перечень требований к уровню подготовки обучающихся;

3. Спецификацию контрольно-измерительных материалов, содержащую такие характеристики, как форма оценочного средства, назначение и структура диагностической работы, время выполнения, условия проведения диагностической работы, система оценивания отдельных заданий и работы в целом, распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и времени выполнения; 

4. Типовой вариант работы. 

В старшей школе подход к стартовой диагностике согласно примерной основной образовательной программе среднего общего образования следующий: «Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования.  

Стартовая диагностика освоения метапредметных результатов проводится администрацией образовательной организации в начале 10-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектами оценки являются структура мотивации и владение познавательными универсальными учебными действиями: универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знако-символическими средствами, логическими операциями.  

Стартовая диагностика готовности к изучению отдельных предметов (разделов) проводится учителем в начале изучения предметного курса (раздела).

Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности (в том числе в рамках выбора уровня изучения предметов) с учетом выделенных актуальных проблем, характерных для класса в целом и выявленных групп риска».

С типовыми вариантами для проведения стартовой диагностики по математике в 10-м классе можно ознакомиться в системе дистанционной подготовки «СтатГрад».

Таким образом, стартовая диагностика является важным условием эффективности образовательного процесса. Анализ работ обучающихся позволяет определить: насколько сформированы предметные и метапредметные результаты согласно образовательным стандартам; готовы ли обучающиеся к дальнейшему изучению математики; какие темы и разделы нуждаются в проработке, возможно, с учетом изменений в учебном плане; с какими обучающимися необходимо провести дополнительную работу по предмету в условиях проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

 

Литература:

Смирнова Е.С. Использование кейс-технологии на уроках математики и информатики с целью формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся / Е.С. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – №2. – С. 152 – 157.

 

. . . . .