Рефлексия как обязательный этап урока: виды, приемы, примеры
Рефлексия как обязательный этап урока: виды, приемы, примеры
Автор: Зорина Наталья Евгеньевна
МАОУ «Гимназия № 41», г. Новоуральск
Аннотация: В данной статье актуализируется теоретический материал по теме «Рефлексия», рассматриваются ее виды, формы и функции. Даётся представление о конкретных вариантах проведения рефлексии на разных этапах урока.
Ключевые слова: рефлексия, обратная связь, функции рефлексии, примеры рефлексии.
Пояснительная записка.
Целевая аудитория: учителя.
Планируемые результаты:
1. В ходе работы участники актуализировали теоретический материал по теме «Рефлексия», вспомнив виды, формы и функции рассматриваемых понятий.
2. Участники имеют представление о конкретных вариантах проведения рефлексии на разных этапах урока.
3. На примере предложенных ведущим заданий проведена имитационная игра, позволяющая применить на практике теоретические знания.
Оборудование: презентационное оборудование, раздаточный материал, листы А3, фломастеры, демонстрационная доска, презентация.
Форма проведения семинара: интерактивное занятие.
Французский философ Пьер Тейяр де Шарден считал, что человека от животного отличает способность людей к рефлексии. Он называл так способность не просто что-то знать, но еще и знать о своем знании. Первым термин «рефлексия» употребил английский философ Джон Локк в XVII веке, описывая процесс возникновения новых идей. Он назвал рефлексией наш внутренний опыт, считая ее одним из способов познания, «мыслью о мысли».
Рефлексия в педагогике определяется в качестве непосредственного процесса, а также как результат фиксирования субъектами степени своего развития, саморазвития и того, что стало их причиной. В педагогическом процессе рефлексия выполняет ряд функций: проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, ретроспективная, конструктивная. Педагогическая рефлексия – понятие комплексное. Ее компонентами являются как рефлексия деятельности учащихся педагогом, так и рефлексия педагогом собственной педагогической работы.
Одним из требований ФГОС является формирование у школьников положительной адекватной и рефлексивной самооценки. Этап рефлексии на уроке является обязательным условием создания развивающей среды. Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Рефлексия может применяться на любом этапе урока, она направлена на осознание пройденного пути и его результат. Несмотря на очевидную необходимость применения рефлексивных техник на уроке, часто, на наш взгляд, учителя пропускают этот важный этап. Причины могут быть разные: учителя с малым опытом работы не знакомы с рефлексивными техниками; учитель сознательно экономит время на уроке, стремясь выдать как можно больше предметного материала; у учителя нет системы работы с рефлексивными техниками.
На слайде: Учиться, одеваться, радоваться, удивляться, умываться, собираться.
Что объединяет эти глаголы? (Окончание - ся) Как называются такие глаголы? (Возвратные) Какие действия они выражают?(Они выражают действия, направленные субъектом на самого себя.)
Вы совершенно правы. С точки зрения философии, психологии, а также педагогики и методики, действие, направленное на себя – это рефлексивное действие.
В разных словарях мы можем найти различные трактовки понятия «рефлексия».
На мой взгляд, их все обобщает определение из Толкового словаря русского языка Ожегова С.И.: «Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ».
Я часто провожу рефлексию для себя, анализирую положительные и отрицательные моменты, задаю себе вопросы: «Всё ли у меня получилось? Могла ли я сделать что-то по-другому, чтобы улучшить результат?». Это рефлексия педагогом собственной педагогической работы. Ученик оценивает себя с помощью учителя на любом этапе урока.
Итак, рефлексия – это некая обратная связь.
Мы понимаем, что не каждый учитель с уверенностью может сказать, что он делает это в системе. Почему же мы не всегда это делаем? Что нам мешает?
Действительно, иногда мы об этом банально забываем. Иногда «гоним» материал. Иногда думаем, что наши приемы детям наскучили, и они выполняют наши инструкции, так сказать, для проформы. Причины конечно же могут быть разные, но педагог должен понимать необходимость и важность рефлексии на каждом уроке. Рефлексия имеет три важные функции:
· Личностная (формирует способность и потребность в анализе собственных поступков).
· Интеллектуальная (оценка интеллектуального роста).
· Коммуникативная (выступает в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта и межличностного восприятия).
Я поставила для себя следующие цели:
1. Актуализировать теоретический материал по теме «Рефлексия», вспомнив виды и формы рассматриваемых понятий.
2. Дать представление о конкретных вариантах проведения рефлексии на разных этапах урока.
Итак, классификация рефлексии по цели включает в себя: рефлексию эмоционального состояния, рефлексию деятельности, рефлексию содержания материала.
Рассмотрим несколько приёмов. Один из них – использование фразеологических оборотов. Ученик выбирает себе фразеологизм, который соответствует его состоянию на данный момент. У нас есть список фразеологических оборотов: Как в воду опущенный. На седьмом небе от счастья. Повесить нос. Засучив рукава. Сидеть сложа руки. Палец о палец не ударил. Работать не покладая рук. Задание не по зубам. Каша в голове. Зарубил на носу. Этот приём хорош для проведения рефлексии в конце урока. Такой прием может использоваться на любом учебном предмете. На своих уроках я использую, соответственно, эквиваленты на английском языке.
Учитель, исходя из своих целей, может организовать рефлексию, чтобы получить обратную связь от отдельного ученика, или класса в целом или от группы. Из графических вариантов, на наш взгляд, заслуживает внимания прием «Квадрат». Этот прием может быть использован на любом предмете. Задав определенные параметры по двум сторонам большого квадрата (например, эмоциональное состояние с одной стороны, усвоение предмета – с другой), и используя магниты, вы можете получить картину с урока.
Еще один графический вариант - это «Рефлексивную мишень». В каждом из секторов записаны параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Параметры могут быть абсолютно разными. С помощью такой мишени ученик может оценить свою индивидуальную деятельность на уроке. Чем метка ближе к центру мишени, тем сильнее выражен показатель. Эту же мишень можно использовать, чтобы ученик смог оценить свою деятельность работая в группе.
Для оценки работы в группе также, на мой взгляд, хорошо подойдет прием «10 баллов». Ученикам выдаётся карточка и предлагается оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10, „Мы“ 0________10, „Дело“ 0________10. Это просто и эффективно.
Еще один интересный прием - «Ресторан». Это весёлая альтернатива всем известному приёму «Анкета». Такой прием делает трудный процесс обучения легче. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их написать отзывы:
· Я съел бы еще этого…
· Больше всего мне понравилось…
· Я почти переварил…
· Я переел…
· Пожалуйста, добавьте…
Понятно, что такого типа приемы не следует использовать слишком часто.
Подводя итог, можно сказать, что рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рекомендую для детального изучения методическое пособие авторов Курбатовой О.В., Красноперовой Л.Б., Солдатенко С.А «Рефлексия учебного занятия. Методический аспект». Учителям английского языка – англоязычные сайты по теме «Рефлексия».