Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (часть II: вопросы 25-27)
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (часть II: вопросы 25-27)
Автор: Смоян Ирина Владимировна
МКОУ "СОШ № 3" с. Дивное, Ставропольский край
Аннотация: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы при подготовке к ЕГЭ, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ по обществознанию, разбор заданий 25, 26, 27.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Современные образовательные технологии: метод сотрудничества, системно-деятельностный.
Задачи:
- повышение уровня теоретической и методической подготовки участников мастер-класса;
- демонстрация опыта работы по осуществлению педагогической деятельности в условиях подготовки к ЕГЭ;
- разработка механизмов реализации целей и задач в режиме обозначенной темы;
- организация взаимодействия ученика и учителя, для эффективной подготовки к ЕГЭ по обществознанию;
- создание ситуации достижения успеха в процессе учебной деятельности.
Представление актуальности исследования темы.
Главной своей задачей, как учителя, я считаю, дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Главной задачей своих учеников, считаю - быть готовыми сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. Итог - высокие результаты ЕГЭ.
Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел», очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам. Но происходящие сегодня изменения в образовании, больше направлены на формирование умения наших детей выражать свои мысли не устно, а письменно. Это усложняет достижение высоких результатов, но не должно пугать. Нет ничего недосягаемого, для тех кто готов познавать.
Практическая часть. Рассмотрим задания части II – 25-26.
Задание 25. Задание требующие раскрыть смысл общестоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления , обобщенного в данном понятии. Владение обществоведческим словарем, является важной составляющей успеха выполнения данного задания. А именно раскрытия смысла обществоведческого понятия. Для успешного раскрытия смысла обществоведческого понятия в зад.25 - на каждом уроке обращаю внимание на умение выделять существенные отличительные признаки понятия, отличающие его от других и нахождение родового признака(ов). Не все ученики готовы к этой работе, но ее необходимо начинать , сразу же в 5 классе.
В 5 классе обучающиеся получают знание, что человек – существо биосоцильное, и сразу же прошу составить предложение содержащее информацию о биологических и социальных началах, характерных для человека. Ученики 5 класса успешно с этим заданием справляются. (Например: человек в процессе деятельности преобразует окружающую среду, человек осознает сам себя, способен к творчеству и обладает фантазией; биологическая сущность человека отражается в инстинктах и т.д). До 11 класса, тема отработана полностью, не требует возвращения к ней.
В 6 классе при отработке понятия «деятельность» прошу называть родовые признаки данной категории: форма активности, направленная на преобразование внешнего мира; способ отношения человека к внешнему миру; преобразование внешнего мира, подчинение его целям человека.
В 10 классе после изучения блока-модуля «Политика» предлагаю ученикам заполнить пропуски во втором и третьем столбцах, содержание предложений должно быть корректным с точки зрения научного обществознания. Важно обратить внимание обучающихся, что не принимаются за правильные ответы, рассуждения бытового характера.
Понятие |
Отличительный признак |
Родовые признаки |
Государство |
Главный, основной политический институт общества или особая организация политической власти, распространяющаяся на всю территорию и население страны |
- сувернитет гос.власти - специальный аппарат управления - монополия на легитимное насилие |
Политический режим |
Совокупность, система средств и методов, способов, приемов осуществления власти, воздействия на общество |
-уровень политической свободы - тип политической культуры - оппозиция - права и свободы - партийная система - государственное устройство |
Разделение властей |
Политико-правовой принцип предотвращения возвышения одной власти над другой |
- предотвращение утверждения авторитаризма, диктаторского режима - система сдержек и противовесов - сведение к минимуму ошибок в управлении, узурпации власти |
Такую работу ученики в дальнейшем проводят самостоятельно, в ходе самоподготовки. Такая работа важна и для самого учителя, с целью получения продуктивных результатов работы. В ходе изучения тем, обучающиеся составляют собственные задания и предлагают их выполнить одноклассникам на уроке. Данный подход в работе стимулирует учеников, позволяет глубже знать, владеть теоретическим материалом, видеть собственные ошибки и ошибки других, выступая «экспертом». Для учителя важно сделать акцент на том, что такое предложение т.к. многие выпускники в нашем предмете не придают этому значимости, что приводит к потере баллов, необходима метапредметная связь с русским языком. Провожу с учениками комплексный анализ допущенных ошибок, при чем обучающиеся сами их формулируют:
- потеря родового признака;
- незнание обществоведческого понятия;
- неправильное оформление составленных предложений;
- некорректное содержание предложений, с точки зрения научного обществознания;
- ответы в форме словосочетаний;
- составление предложений, где отсутствуют распространенные члены предложения.
Данная методика позволяет, снижать уровень ошибок в данном задании. Выпускник обязан уметь назвать допущенную ошибку, чтобы избежать её в будущем.
Задание 26. Задание высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла.
При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Важно, чтобы учитель обратил внимание своих учеников, что данный тип заданий имеет несколько моделей, условий и вытекающих из его требований:
1) «Назовите … и проиллюстрируйте примерами …»
2) «Приведите три примера, иллюстрирующие …»
3) «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример».
Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности , пошагово фиксируя порядок выполнения требований. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров!
Учу обучающихся понимать, что является «содержательным пространством» данного задания т.к. это значительно облегчает его выполнение, но и главное дает возможность получить качественный результат. А мы с выпускниками нацелены, на достижение успеха! «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма масштабное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого (т.е из истории) и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. А еще проще детям объясняю, что примеры надо отличать от пояснений, объяснений, аргументов, обоснований. Как бы странно не выглядело, но приходиться на старшей ступени, заниматься такими разъяснениями.
- Пример - это факт или маленькая история.
- Примеры должны быть достаточно конкретными: в какой-то момент что-то где-то с кем-то произошло.
- Примеры могут быть вымышленными, но правдоподобными.
В ответах допускается различная степень конкретизации! И в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д. Другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
Внимание выпускников я привлекаю следующей схемой «Схематическая структура задания 26»:
1) Основание 1. Например, …
2) Основание 2. Например, …
3) Основание 3. Например, …
Т.е всего 6 элементов: три основания и три примера.
Как показывает практика, вот таким простым языком, очень доступным получается добиться успеха.
Задание 27 - представляет собой задание - задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований.
В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.
Существующие подходы в системе оценивания заданий 27 связаны с отдельными разновидностями заданий.
Подход первый. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа.
Подход второй. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений.
Вместе с учениками мы разработали памятку для решения познавательных задач. Можно, конечно, отнестись скептически, мол памятка, это нечто не современное, не важное, не значимое. Но я в практической работе, для факта «научения», считаю важным элементом подготовки к ЕГЭ.
Памятка для решения познавательных задач
Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
Убедитесь в правильности полученного вами ответа (ВАЖНО):
- соответствует ли ответ существу вопроса задачи;
- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
Литература:
1. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М. 2017г.
2. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017г.
3. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс 2017г.