Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Инновационные технологии как метод улучшения методики преподавания математики

Дата публикации: 2021-03-14 15:37:11
Статью разместил(а):
Сидорова Юлия Васильевна

Инновационные технологии как метод улучшения методики преподавания математики

Автор: Сидорова Юлия Васильевна

МБОУ "Хреновская СОШ № 1", Бобровский район Воронежской области

 

Аннотация: В статье описан личный опыт автора в преподавании математики. Описаны такие технолигии как технология развивающего обучения, игровые технологии, технология проблемного обучения. В статье отражены основные методические и дидактические приёмы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков. 

Ключевые слова: математика, опыт работы, устный счёт, урок-исследование, личностно-ориентированный подход.

Тематическая рубрика: средняя школа, СПО. 

 

Весь период жизни человека беспрерывно устанавливает перед ним острые и неизбежные задачи и проблемы. Это обозначает одно - около нас еще немало незнакомого, скрытого.

Какие бы новые веяния ни пробивались в школу, как бы ни менялись программы и книги, развитие умственной культуры обучающихся всегда было и есть одной из ключевых общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех умственного формирования школьников достигается прежде всего на уроке, когда педагог остаётся один на один со своими учениками. И от нашего мастерства сформировать систематическую познавательную деятельность находится в зависимости степень заинтересованности обучающихся к учебе, уровень их знаний, стремление к самообразованию, т.е. их умственное формирование.

Задача учебного предмета «Математика» в ходе развития личности неповторима, его образовательные и развивающие возможности велики. Не беспричинно ведущей целью математического образования является умственное формирование обучающихся, развитие качеств мышления, требуемых человеку для полноценной жизни в социуме. А математика как раз и представляется предметом общего образования, дозволяющим наделять подрастающего человека возможностями, нужными для свободной и безболезненной приспособленности его к условиям жизни в нынешнем обществе.

Усовершенствует и формирует учащегося не столько само знание, сколько способы его получения. Если учебная деятельность проходит только лишь в пределах воспроизведения усвоенных знаний, это отнюдь не помогает формированию человека.

Учитывая, что согласно фактору повышения объема сведений, подлежащих овладению, решить задачу обеспечения сегодняшнего качества образования классическим посредством неосуществимо. Одним из путей обогащения оправданной и испытанной временем традиционной теории, я полагаю,  является применение специальных подходов и способов развивающего обучения.

Нынешнее образование обуславливает немало учительских открытий, крупных и малых, значимых и интересных для самого педагога. Оно на сегодняшний день должно быть ориентировано на формирование индивидуальности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родины, а кроме того других государств.

Для меня разработка решения проблемы качества сегодняшнего образования (а также математического) наступает на уровне развития и становления человека, т.е. напрямую при организации образовательной деятельности при помощи урока математики, а кроме того в ходе самообразования. Как театр  начинается с вешалки, также и результат преподавательского труда находится в зависимости от первых шагов педагога и учащегося.

Принимая детей из начальной школы в 5-й класс, я изучаю учебные способности учащихся, степень их знаний, персональные характерные черты и пути прохождение отставания в учебе отдельных учащихся. Осуществлению данных задач содействуют игровые технологии, потому как в игре возникает вероятность многогранного выявления личности, формирования её способностей, сплочения детского коллектива на базе общих заинтересованностей и задумок.

Использование технологии совершенствования вычислительных способностей даёт возможность достичь результатов за весьма небольшой период времени. Повышение скорости вычислений возможно благодаря уменьшению численности ошибок, на занятии тренинг занимает около минуты. Для ликвидации пробелов в знаниях применяю разные формы устного счёта. Неплохо сформированные умения устного счёта – одно из требований эффективного обучения детей в старших классах. Собственно, в V-VI классах формируются основы обучения математике наших воспитанников. Устный счёт я постоянно провожу так, чтобы подопечные начинали с лёгкого, а потом со временем принимались за вычисления всё более и более сложного.  Увеличению вычислительной культуры содействуют и способы быстрых вычислений. Они формируют память учащихся, быстроту их взаимодействия, воспитывают способность сконцентрироваться.

Существенным средством развития познавательной активности учащихся на уроках математики представляется также методика применения интересных заданий. Все материалы интересного характера разбиваю на три категории: а) материалы интересные согласно форме; б) материалы интересные согласно содержанию; в) материалы интересные согласно форме и содержанию. Основу интересности на уроках составляют задания, напрямую сопряженные с программным материалом с учетом воздействия на мыслительную активность учащихся. Неповторимость занимательной задачи работает мотивом к учебной деятельности, формируя и тренируя мышление вообще, и созидательное, в частности. Следовательно, увлекательность содействует приобщению учащихся к творческому поиску, стимулирует их самостоятельную и исследовательскую деятельность.

Реализовывая интеллектуальные действия в ходе решения необычных задач, анализируя, сопоставляя, синтезируя, обобщая, конкретизируя реальный источник, учащийся непосредственно приобретает из него новые сведения.

Вдохновение предметом нереально разделить на «учебный» и «неучебный». Заинтересованность, появившуюся у ребенка однажды, следует поддерживать всеми доступными методами, благодаря любым технологиям.

Существенным позитивным результатом использования компьютерной техники на уроке представляется увеличение мотивации учения. При этом особенно наглядно видно воздействие новых компьютерных средств преподавания на “слабых” обучающихся; для многих из них работа с ПК оказывается той единственной ступенькой к возрождению интереса к учебе, перспективой достичь преуспевания. Школьники с удовольствием делают презентации, применяя дополнительный материал, возможности Интернета, свои познания в информатике.

Для организации увеличения самостоятельности учащихся применяю индивидуализированные формы преподавания. Применяя их, имею возможность так организовать работу, что любой ученик осуществляет своё, отличающееся от остальных, задание с учётом личных перспектив. Дифференцированные задания распределяю по уровню и степени трудности. Данные задачи оформляются на специальных карточках. Больше всего подобная форма обучения используется с целью проверки степени овладения учащимися программы.

Для проявления увеличения заинтересованности к математике провожу уроки-исследования, на которых подопечные самостоятельно выдвигают гипотезы, определяют утверждения, подлежащие подтверждению,  используют индуктивные и дедуктивные рассуждения

Проблемное обучение допускается причислить к перечню развивающих, в связи с чем,  его задача - развитие разума учащихся за счет увеличения значимости самостоятельности обучающихся в ходе разрешения проблемных ситуаций, интенсивной познавательной деятельности, в обстоятельствах свободы использования методов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем, проблемное обучение не способно не ориентироваться на индивидуальность обучающегося, получающего в обстоятельствах подобного обучения потребность мыслить и действовать изобретательно. В результате чего я часто организую уроки с применением «проблемных ситуаций». К примеру, на уроке по теме «Упрощение выражений»:

Ранее мы проанализировали свойства сложения и умножения, я делаю  предложение, применяя данные свойства решить устно заданные примеры, назвать особенность, которая используется в каждом примере:

А) 27+174+73

Б) 50∙19∙2

В) 64+(79+36)

Г) 135∙12+8∙135

В примере Г) появилось препятствие: дети не имеют шансов устно решить пример, педагог задает вопросы (проблемный разговор):

- если бы мы производили решение примера согласно действиям, какое количество действий необходимо осуществить?

- мы их можем осуществить устно?

- давайте обратим внимание на цифры в примере;

- следовательно, мы можем предположить, что есть какой-то прием для решения такого примера более легким методом, постараемся данный метод определить.

Для того, чтобы применить новое свойство, делаю предложение решить задачу: «Для украшения рождественской ёлки решили приобрести 7 перцев и такое же количество рыбок. Цена перца 150 руб., а рыбки - 200 руб. Какое количество денег нужно для общей покупки?»

Чтобы решить задачу необходимо сформировать числовое выражение двумя разными методами.

Поскольку мы получили одинаковые результаты допускается произвести вывод, что выполняется равенство:

(150+200)∙7=150∙7+200∙7;

Зафиксировать правило в буквенном виде и использовать его.

Гипотеза: допускается ли предположить, что аналогичные равенства будут выполняться для разных чисел?

Давайте удостоверимся в верности этого предположения.

Составьте похожее равенство с однозначными числами и осуществите его проверку.

Я считаю, что будущее за личностно-ориентированным подходом к обучению, потому как он представляется краеугольным камнем уровневой и профильной дифференциацией и в основной и в средней школе. Он дает возможность ученикам  получать математическую подготовку разного уровня в согласовании с их личными возможностями и предполагающий вероятность выбора типа математического образования. 

 

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. - 542 с.

2. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2002. - 223 с.

3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

 

. . . . .