Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

ИКТ в подготовке и проведении воспитательных дел в рамках кружка «Основы православной культуры»

Дата публикации: 2019-11-07 20:28:52
Статью разместил(а):
Попова Марина Анатольевна

ИКТ в подготовке и проведении воспитательных дел в рамках кружка «Основы православной культуры»

Автор: Попова Марина Анатольевна

МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники», Псковская область

 

Компьютер и его сети — это просто техника, помогающая людям передавать и получать информацию. А что это за информация — зависит от нас.

Диакон Андрей Кураев

 

Мы часто заблуждаемся, ругая вещи. Человек смотрит по телевизору гадости – телевизор виноват, днями играет в компьютерные вещи – компьютер виноват. Компьютер – это вещь, он не может быть хорошим или плохим, и только от его хозяина зависит: употребить его на добрые дела или на злые, а можно и окончательно потерять себя и стать рабом вещи. Используя ИКТ на занятиях кружка «Основы православной культуры», я, прямо не говоря об этом, хочу,  чтобы дети задумались над этим.

Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, в жизнь наших детей. Мы хорошо понимает, что современные дети гораздо больше времени проводят за компьютером, чем за чтением художественной или учебной литературы. Бороться с этим бесполезно, это  надо принимать как данность и использовать в своих интересах.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов воспитательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Воспитательные возможности кружка «Основы православной культуры» связаны с тем, что православная духовно - нравственная культура сохранила опыт чувств, эталоны ценностей, способ реагирования человека на мир в нормах христианской нравственности.

Начав в 2004 г. вести кружок «Основы православной культуры», я столкнулась с рядом проблем (отсутствие методических пособий, перегруженность детей информацией, проведение кружка во внеурочное время и т. п.). Я открыла для себя важную проблему, быть может,  одну из главных – проблему интереса. Что человеку интересно, тем он и  занимается, тому отдает свое время, свою жизнь. А как сделать, чтобы детям стало интересно главное дело жизни – спасение души? Стала искать методики, приемы, с помощью которых не только преподается ОПК, но и наполняется новым содержанием воспитательная работа с детьми, одухотворяется внеурочная деятельность.

В скором времени я поняла, что новое время требует новых подходов, новых технологий, в том числе и компьютерных. Самое главное преимущество использования ИКТ на занятиях кружка ОПК – повышение интереса детей к православной культуре, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Занимательность материалов, представляемых с помощью мультимедиа, безгранична. Видеоматериалы даже познавательного характера, содержащие анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание самых непоседливых пользователей, какими являются младшие школьники.

Диапазон использования ИКТ в воспитательном процессе достаточно широк. Нет сомнения, что в сети Интернет  находятся богатейшие ресурсы, которые можно и нужно использовать в преподавании основ православной культуры. Поиск информации к занятиям ОПК стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.  

Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит не только учителя и слышит не только его речь, отношение к православной культуре становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в подготовке занятия. Прежде всего, очень эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителем. Когда рассказываешь, например, об устройстве храма, будет эффективным сопровождение речи учителя схемами. Говоря о событиях библейской истории, полезным будет использование географических карт или репродукций картин, написанных по данному сюжету. Помимо этого, есть возможность организовывать заочные экскурсии по различным местам, посетить которые нет возможности. Рассказывая  ученикам о шедеврах русской живописи, о полотнах, созданных на библейские темы, о написанных русскими иконописцами иконах, ныне хранящихся в различных музеях, эффективным приемом является использование виртуальных экскурсий по музеям.

Сервисы web 2.0 появились в моей педагогической практике недавно. Web 2.0 на первый взгляд слово короткое. Но за таким коротким словом скрываются сервисы-онлайн, необходимые в работе каждого учителя. Познакомившись поближе с разными сервисами, поняла как много еще не освоенного, интересного, нужного и полезного.

Можно как угодно относиться к различным конкурсам, но бесспорно, что любое соревнование — прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности. Компьютер же в данном случае рассматривается, прежде всего, как средство, с помощью которого детям предстоит достичь поставленные цели, и, подразумевая, что в процессе использования коммуникационных и информационных технологий уровень владения ими неизбежно станет более высоким.

Ученица 1 класса Журавлева Марина приняла участие во Всероссийской первой викторине по истории мировых религий, посвященной истории православной культуры по  предмету: искусство, которую проводила молодежная общественная научная организация г. Заречного Пензенской области совместно с Департаментом образования г. Заречного. При выполнении заданий викторины можно было использовать любые источники информации (учебники, научно-популярную литературу, ресурсы сети Интернет), а также пользоваться помощью взрослых. Считаю, что данная викторина позволяет привлечь не только  детей, но  и их родителей к православной культуре. Результатом участия стало 10-е место, а также  работа была отмечена в номинации «Творческий подход к выполнению заданий». В октябре 2011 во Всероссийской второй викторине по истории мировых религий, посвященной истории православной культуры по предметам: искусство, литература приняли участие две ученицы вторых классов. Ждем результатов!

Более 20 учеников первых классов приняли участие в интернет-олимпиаде и творческих конкурсах, прошедших в рамках I Международного онлайн-конкурса «Пасха Православная». Основной целью конкурса «Пасха Православная» является приобщение детей и подростков к православным традициям через литературное творчество, развитие знаний о религиозной культуре и православных духовных традициях. Прием работ на творческие конкурсы осуществлялся по двум номинациям «Рисунок на тему «Воскресение Христово» и «Эссе на тему «Христос воскресе!». В ходе конкурса все зарегистрировавшиеся на сайте пользователи могли принять участие в народном голосовании на сайте. Активность нашей школьной команды была отмечена дипломом Министерства образования и науки РФ.

ИКТ как средство наглядного оформления (визуальный ряд) и информационного сопровождения воспитательных мероприятий (презентационные иллюстративные материалы для классных часов и школьных мероприятий, анкетирование, тестирование, видеосопровождение концертов, вечеров, праздников и пр.) позволяет:

- организовывать конкурсы, проекты, творческие работы с использованием ИКТ.

- участвовать в телекоммуникационных сетевых проектах и олимпиадах по различным направлениям и областям знаний.

- использовать готовые ресурсы программных продуктов для организации системы управления ВП, электронных журналов, газет, сайтов, справочников, мультимедийных библиотек и пр.

- разместить материалы с викторинами, сделать ссылки.

Таким образом, можно сказать, что использование новых технологий, компьютеров, ресурсов сети Интернет, дают неограниченные возможности для творчества как учителя, так и учеников, позволяют сделать преподавание основ православной культуры ярким, интересным, нестандартным, эффектным и запоминающимся.

 

. . . . .