Использование информационных технологий на уроке немецкого языка в условиях перехода на ФГОС

Дата публикации: 2020-01-26 16:31:42
Статью разместил(а):
Очкасова Ольга Александровна

Использование информационных технологий на уроке немецкого языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Автор: Очкасова Ольга Александровна

МБОУ «Гимназия № 64», г. Липецк

 

Аннотация: в статье анализируется повышение интереса к изучению немецкого языка, средством использование информационно – коммуникационные технологии в образовательном процессе.

Ключевые слова: Использование информационно-коммуникативных технологий, интерес к изучению немецкого языка, английский язык, ФГОС. 

 

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся".

Применение ИКТ на уроках иностранного языка является отличным подспорьем для учителя в его цели заинтересовать, увлечь учащихся, а через интерес и сформировать навыки, умения, преподнести материал.

Современные тенденции в преподавании ИЯ связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим обновлением процесса обучения, что выражается  в использовании мультимедийных средств. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а дополняет его.

Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

· обеспечить положительную мотивацию обучения;

· проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

· обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

· повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

· усовершенствовать контроль знаний;

· рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

· формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.

Не случайно положительная мотивация обучающихся стоит в данном списке на первом месте, так как именно сниженный уровень мотивации является одной из проблем  обучения любого иностранного языка. Особенно остро эта проблема ощущается учителями французского и немецкого языка. Поэтому одной из задач учителя иностранного языка является сделать учебный предмет интересным - это значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив.                         

Как сказал французский просветитель Франсуа Рабле, “Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”.  

До недавнего времени к средствам обучения, повышающим мотивацию изучения иностранного языка, относились:

- игра

- школьный учебник

- проектная деятельность

- факультативные курсы.

Однако времена меняются, и на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся, часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).

При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:  

· личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания

· обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях

· использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая – либо проблема

· формирование языковой компетенции

· формирование межкультурной страноведческой компетентности.

Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику учащихся. Особенно это касается работы с интерактивной доской. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать возможности интерактивной доски, которая вызывает заинтересованность в изучении ИЯ. А так как компьютер для большинства детей – игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей. У детей наблюдается рост конструктивно- коммуникативных компетенций.

Интерактивная доска обладает следующими преимуществами:

Основные преимущества 

·       Совместима с программами для всех лет обучения

·       Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами

·       Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе

·       Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию

Кроме того, интерактивная доска имеет ряд преимуществ для преподавателей:

·       Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

·       Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала

·       Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их

·       Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

И, конечно же, интерактивная доска обладает рядом преимуществ для учащихся:

·       Делает занятия интересными и развивает мотивацию

·       Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков

·       Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

·       Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

·       Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями

Интерактивная доска даёт возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

·       Презентационное программное обеспечение

·       Текстовые редакторы

·       Интернет

·       Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

·       Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, цифровые видеоизображения)

·       Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями).

·       Программное обеспечение для интерактивной доски

·       Программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Простота использования и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия.

Среди многочисленных возможностей интерактивной доски особое место занимают Интернет-ресурсы, среди которых огромное количество сайтов, предлагающих материал как для использования на уроках, так и для подготовки к ним.

Так, всем учителям немецкого языка известны ресурсы сайта Гёте-института в Москве. В канун католического Рождества на сайте можно было найти оригинальный рождественский календарь, который предоставлял информацию о многочисленных символах Рождества. Существуют также многоязычные сайты, где можно найти материал сразу на нескольких языках.

Интернет предлагает также многочисленные проекты, в том числе по переписке. Так с учениками 4-х классов мы принимаем участие в E-Mail-проекте Гёте-института “Das Bild der anderen”, где участники из разных стран могут найти друзей по переписке. Другие E-Mail-проекты Гёте-института «Одиссея» и «Медитерания», участники которого переписываются друг с другом, не зная, из какой страны и города их партнеры. Цель переписки – как можно быстрее догадаться, из какой страны и из какого города твой партнер по переписке.

В глобальной сети Интернет можно также пройти On-line тестирование и определить уровень владения тем или иным ИЯ. Ну, конечно, Интернет дает информацию о различных региональных и международных конкурсах как для учеников различного возраста, так и учителей.

В заключение можно сделать следующий вывод: применение ИКТ на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе. 

Конечно, компьютер не заменит учителя,  он только эффективный помощник, позволяющий повысить качество обучения и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но  с уверенностью можно сказать, что проблема единообразия обучения будет в значительной степени решена.

Использование информационно-коммуникативных технологий предоставляет более широкие возможности для преподавания немецкого языка, делает процесс обучения творческим, способствует повышению мотивации и интереса учащихся к изучению английского языка, позволяет более качественно усваивать материал, повышает результативность в обучении.

 

Список литературы:

1. Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС / А. А. Пономарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).  — Уфа: 2013.

2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности  при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008. с.36.

3. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10.

4. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20.

5. Ефременко В.А. Применение информационных технологий  на уроках иностранного языка, ИЯШ № 8 2007 с.18.