Использование информационных технологий на уроке немецкого языка в условиях перехода на ФГОС
Использование информационных технологий на уроке немецкого языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Автор: Очкасова Ольга Александровна
МБОУ «Гимназия № 64», г. Липецк
Аннотация: в статье анализируется повышение интереса к изучению немецкого языка, средством использование информационно – коммуникационные технологии в образовательном процессе.
Ключевые слова: Использование информационно-коммуникативных технологий, интерес к изучению немецкого языка, английский язык, ФГОС.
Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся".
Применение ИКТ на уроках иностранного языка является отличным подспорьем для учителя в его цели заинтересовать, увлечь учащихся, а через интерес и сформировать навыки, умения, преподнести материал.
Современные тенденции в преподавании ИЯ связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим обновлением процесса обучения, что выражается в использовании мультимедийных средств. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а дополняет его.
Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
· обеспечить положительную мотивацию обучения;
· проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
· обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
· повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
· усовершенствовать контроль знаний;
· рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
· формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Не случайно положительная мотивация обучающихся стоит в данном списке на первом месте, так как именно сниженный уровень мотивации является одной из проблем обучения любого иностранного языка. Особенно остро эта проблема ощущается учителями французского и немецкого языка. Поэтому одной из задач учителя иностранного языка является сделать учебный предмет интересным - это значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив.
Как сказал французский просветитель Франсуа Рабле, “Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”.
До недавнего времени к средствам обучения, повышающим мотивацию изучения иностранного языка, относились:
- игра
- школьный учебник
- проектная деятельность
- факультативные курсы.
Однако времена меняются, и на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.
Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся, часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
· личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания
· обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях
· использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая – либо проблема
· формирование языковой компетенции
· формирование межкультурной страноведческой компетентности.
Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику учащихся. Особенно это касается работы с интерактивной доской. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать возможности интерактивной доски, которая вызывает заинтересованность в изучении ИЯ. А так как компьютер для большинства детей – игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей. У детей наблюдается рост конструктивно- коммуникативных компетенций.
Интерактивная доска обладает следующими преимуществами:
Основные преимущества
· Совместима с программами для всех лет обучения
· Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
· Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
· Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
Кроме того, интерактивная доска имеет ряд преимуществ для преподавателей:
· Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
· Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
· Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
· Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
И, конечно же, интерактивная доска обладает рядом преимуществ для учащихся:
· Делает занятия интересными и развивает мотивацию
· Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
· Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
· Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
· Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями
Интерактивная доска даёт возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:
· Презентационное программное обеспечение
· Текстовые редакторы
· Интернет
· Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)
· Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, цифровые видеоизображения)
· Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями).
· Программное обеспечение для интерактивной доски
· Программное обеспечение, относящееся к различным предметам
Простота использования и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия.
Среди многочисленных возможностей интерактивной доски особое место занимают Интернет-ресурсы, среди которых огромное количество сайтов, предлагающих материал как для использования на уроках, так и для подготовки к ним.
Так, всем учителям немецкого языка известны ресурсы сайта Гёте-института в Москве. В канун католического Рождества на сайте можно было найти оригинальный рождественский календарь, который предоставлял информацию о многочисленных символах Рождества. Существуют также многоязычные сайты, где можно найти материал сразу на нескольких языках.
Интернет предлагает также многочисленные проекты, в том числе по переписке. Так с учениками 4-х классов мы принимаем участие в E-Mail-проекте Гёте-института “Das Bild der anderen”, где участники из разных стран могут найти друзей по переписке. Другие E-Mail-проекты Гёте-института «Одиссея» и «Медитерания», участники которого переписываются друг с другом, не зная, из какой страны и города их партнеры. Цель переписки – как можно быстрее догадаться, из какой страны и из какого города твой партнер по переписке.
В глобальной сети Интернет можно также пройти On-line тестирование и определить уровень владения тем или иным ИЯ. Ну, конечно, Интернет дает информацию о различных региональных и международных конкурсах как для учеников различного возраста, так и учителей.
В заключение можно сделать следующий вывод: применение ИКТ на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе.
Конечно, компьютер не заменит учителя, он только эффективный помощник, позволяющий повысить качество обучения и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но с уверенностью можно сказать, что проблема единообразия обучения будет в значительной степени решена.
Использование информационно-коммуникативных технологий предоставляет более широкие возможности для преподавания немецкого языка, делает процесс обучения творческим, способствует повышению мотивации и интереса учащихся к изучению английского языка, позволяет более качественно усваивать материал, повышает результативность в обучении.
Список литературы:
1. Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС / А. А. Пономарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: 2013.
2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008. с.36.
3. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10.
4. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20.
5. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ № 8 2007 с.18.