К вопросу о нравственном воспитании обучающихся на уроках английского языка
К вопросу о нравственном воспитании обучающихся на уроках английского языка
Автор: Андреева Наталия Петровна
МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2», Иркутская область
Работая над проблемой самоактуализации обучающихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе, было проведено исследование на базе МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» Иркутского района Иркутской области.
Исследование проводилось с целью дальнейшего совершенствования системы обучения и воспитания личности в процессе изучения иностранного языка через индивидуализацию и дифференциацию; в процессе обучения иностранному языку через разработку технологий, ориентирующих на самоактуализацию личности обучающегося и способствующих развитию нравственности и формированию ее ценностной системы.
Одним из самых важных моментов развития самоактуализирующейся личности является её нравственное воспитание. По мнению Е.А. Васкиной, «Рассматривая проблему нравственного воспитания сквозь призму освоения ценностей в контексте современности, обратим внимание на то, что она особо актуальна в наше время, в период изменения общественной системы ценностей. Проблема нравственного воспитания через освоение ценностей в педагогическом процессе не может считаться однозначно решенной: она не исчерпывается существующими работами, а продолжает развиваться в соответствии с новыми веяниям и времени и изменениями в ценностной стратегии общества» [3:242].
На уроках английского языка в 9-11 классах по УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» тематическое планирование составлено таким образом, что нравственные проблемы пронизывают практически каждый раздел учебника. Например, автор заостряет своё внимание на таких темах как: «Легко ли жить отдельно от семьи?», «Мы живём в глобальной деревне», «Родословная моей семьи», «Манеры делают человека», «Что такое конфликт и как его разрешить?» и т.п. [1].
На занятиях мною было замечено неоднозначное отношение обучающихся к таким ценностям, как «Семья», «Отечество», «Земля». Этот момент насторожил и возник вопрос об организации воспитательной работы в этом направлении и внесении коррективов в учебно-воспитательный процесс для старшеклассников на уроках английского языка. Для этой цели была проведена диагностика по методике П.В. Степанова [4], при использовании которой было определено отношение обучающихся к различным ценностям. Опрос проводился анонимно. Результатом его явилась картина «западающих ценностей» в отношении таких ценностей как Семья, Отечество, Земля. Данный опрос проводился среди обучающихся 9-11 классов, участие приняли 93 человека.
Обработка результатов анкетирования проводилась в соответствии с построением анкеты, исходя из 4–х уровней отношений к каждой ценности: устойчиво–позитивное отношение; ситуативно-позитивное; ситуативно-негативное; устойчиво – негативное отношение.
Обнадёживает отношение к семье. 50% опрошенных (47 человек) имеют устойчиво-позитивное отношение к такой ценности как Семья. Семья значима для них как образец отношений, учащиеся чтят семейные устои и традиции, в будущем хотят создать свои счастливые семьи.
40% (37 человек) имеют ситуативно-позитивное отношение к семье. Семья представляет для подростка определённую ценность, но факт наличия семьи им воспринимается как естественный, заботу родителей он воспринимает как само собой разумеющуюся. Он полагает, что в будущем его семья будет похожа на семью его родителей. 10% (9 человек) имеют ситуативно-негативное отношение к семье: потребительское отношение, родители «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости …
Отношение к Отечеству. 22,7% (21 человек) показали устойчиво-позитивное отношение, т.е. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить и которой гордится. 60% (56 человек) имеют ситуативно-позитивное отношение к этой ценности. Подросток переживает чувство родного дома, деревни. Он может помочь ветерану, хотя сам своей помощи может и не предложить. 17,3% (16 человек) имеют ситуативно-негативное отношение: ему кажется, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего. Он может «правильно» выступать на тему патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты.
Отношение к Земле. Стоит отметить, что образовательное учреждение, где проводилось данное анкетирование, располагается в сельской местности. Учащиеся, их родители, предки большинства из них родились и выросли на «земле». Закономерно поставить вопрос: разве может ребёнок, родившийся и выросший в сельской местности, потребительски и равнодушно относиться к родной Земле, её природе, животному миру, ко всему живому на родной планете?!
Результаты анкетированию заставляют задуматься: 27%(25 человек) имеют ситуативно-негативное отношение к Земле. Это означает, что подросток предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный мусор, может ломать ветки в лесу, просто так гонять кошек и собак, не задумываясь о том, что он делает.
Отрадно, однако отметить тот факт, что 58% (54 человека) из опрошенных имеют ситуативно-позитивное отношение к Земле (природе): подросток заботится о животных, растениях, которые принадлежат лично ему, глобальные проблемы мало его беспокоят. Из числа респондентов всего 15% (14 человек) имеют устойчиво-позитивное отношение, это означает, что у данных подростков есть вполне развитое экологическое сознание. Они полны жалости и сопереживания любым животным, готовы убирать лес и чистить водоёмы … Вывод напрашивается сам собой: работа по воспитанию у стершеклассников любви к природе, родной Земле в МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2» недостаточна.
Для воспитания и обучения самоактуализирущейся личности в рамках аксиологического подхода в условиях общеобразовательной школы одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание с привитием высших нравственных ценностей, которые выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и оказывают значительное влияние на все стороны его жизнедеятельности».
Следовательно, дальнейшая работа, исходя из диагностических данных, может быть организована по следующему алгоритму:
1. В Программу развития школы необходимо включить направление педагогической деятельности по выработке экологических навыков у обучающихся с целью сохранения живой природы.
2. На уроках, как иностранного языка, так и на других учебных дисциплин, необходимо использовать учебный материал, направленный на воспитание экологической культуры ребёнка (что наиболее актуально в этом году в настоящее время). На уроках английского языка могут быть подобраны дидактические материалы и тексты соответствующей тематики, организована проектная работа в группах с последующим обсуждением проектов, взаимопроверкой и рефлексией. Коммуникативный характер иностранного языка, атмосфера сотрудничества учителя и обучающихся на уроке будет способствовать их взаимопониманию, а, следовательно, помогут воспитать гуманную и творческую личность. «Такое общение, мотивированное потребностью друг в друге, приобретает нравственный характер, а значит, является средством, при помощи которого эффективно происходит освоение ценностей» [1:76].
3. Следует провести повторное контрольное диагностирование обучающихся по методике П.В. Степанова, выявляющую отношение подростка к наивысшим ценностям после спланированной и проведенной в этом направлении работы, что в дальнейшем даст возможность сделать соответствующие выводы и, в случае необходимости, откорректировать педагогическую деятельность.
Список литературы:
1. Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием «Enjoy English»: Учебник для общеобразовательных учреждений - Обнинск: Титул, 2012.-200 с.
2. Васкина Е.А. Нравственное воспитание: традиции и инновации. Интегративное обучение в вузе: возможности, опыт, перспективы материалы международной учебно-методической конференции. 2011, Издательство: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Омск), стр. 239-242.
3. Васкина Е.А. Педагогические условия освоения приоритетных ценностей студентами педвуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Красноярский гос. пед. ун-т – Красноярск, 2006. – 219 с.
4. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.