Применение групповой формы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции
Применение групповой формы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС
Автор: Кротова Анастасия Игоревна
МБОУ «Кировская гимназия», г. Кировск
Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы организации групповой формы обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Описывается процесс формирования коммуникативных компетенции учащихся. Представлен иностранный опыт по организации групповой работы.
Ключевые слова: принципы групповой формы обучения, профессиональная компетенция, совместная деятельность, коммуникативные компетенции.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Групповая форма обучения является одной из популярных форм обучения, но, к сожалению, многие учителя, опираясь на свой опыт обучения в юности, или просто по привычке предпочитают фронтальную форму работы.
Положительной характеристикой указанной формы обучения является возможность быстро и одновременно представить информацию всем учащимся и так же быстро исправить ошибки.
Однако, в условиях, когда центральное место на уроке занимает учитель, ученикам сложно допустить мысль, что они могут перенять на себя часть ответственности за деятельность на уроке. Например, в таких вопросах, как – «кто объясняет грамматические правила», «кто корректирует высказывания обучающихся», «кто организует занятие и, кто задает вопросы».
Кроме того, когда учитель противопоставляется всему классу, возникает множество коммуникативных барьеров, которые препятствуют эффективному обучению, особенно при изучении иностранных языков.
Разрушить указанные коммуникативные барьеры возможно путем организации группового обучения. Учащиеся получают возможность одновременно говорить на иностранном языке, доля их вовлеченности в иностранный язык увеличивается, они могут учиться друг у друга, повышается их самостоятельность и познавательная мотивация. Так же формируются такие социальные качества как работа в команде и взаимопомощь. [3, c. 46].
Групповая работа делится на два вида: дифференцированную и единую. Единая форма работы подразумевает, что все команды получают одинаковое задание. При дифференцированной – каждая группа выполняет разные задания, которые объединены общей темой.
Групповая форма может быть направлена на работу с лексическими и грамматическими упражнениями, на работу с текстом, на составление диалогов.
К интересным заданиям для групповой формы работы можно отнести:
– Интервью. Учащиеся должны опросить как можно больше членов группы с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы.
– Обмен информацией. Сначала учащиеся получат небольшой кусок информации. Затем их задача расспросить своих коллег по группе об их текстах и рассказать о своём. Либо каждая группа получает один текст на всех и затем каждый член группы должен будет передать эту информации другим группам [1].
– Дискуссионная пирамида. Сначала учащийся ищет решение проблемы самостоятельно. Затем обсуждает ее в паре. Третьим шагом идет обсуждение в группе. И конечный шаг – обсуждение классом [1].
Групповая работа может иметь как исключительно образовательный, так и соревновательный характер. Например, одним из интересных взаимодействий в группе является так называемый «Laufdiktat» (диктант «на бегу»). Учащиеся делятся на две группы. Списки слов или маленькие тексты можно приготовить заранее на листах или написать на обратной стороне доски. По очереди каждый учащийся подбегает к листу, запоминает слово или часть текста, бежит обратно к своей группе и диктует своё слово следующему учащемуся. Когда все будет записано, группа может вместе подкорректировать ответы. Помимо задачи правильно записать слова, учащиеся так же стараются быть быстрее соперников. В данном упражнении тренируется не только понимание на слух и правописание, но и коммуникативная компетенция, так как учащимся необходимо переспрашивать, повторять, говорить медленнее, корректировать друг друга. К тому же, соединение умственной и физической активностей, как правило, очень продуктивно [4, с.46].
Идея групповой работы состоит в том, чтобы для выполнения задания учащемуся была необходима поддержка остальных членов группы.
Во время проведения групповой работы, учителю следует ориентироваться в каждой конкретной ситуации на процесс. При необходимости можно подходить к каждой группе, обсуждать с ними задание, помогать. При хорошей работоспособности группы, можно использовать это время и проверять письменные работы данной группы для дальнейшего обсуждения.
При организации групповой работы учителю необходимо учитывать содержательные (какую цель имеет каждое задание) и социальные (кто с кем и как долго сможет работать, учатся работать в команде) аспекты. В первую очередь необходимо определить, каким образом будут образованы группы – случайным, по предпочтениям учащихся, на усмотрение учителя (например, по уровню языка). При разбивке группы случайным образом могут применяться совершенно разнообразные способы: учащиеся могут тянуть листочек с номером, могут выбирать карточки по цветам, заранее не зная, что будет деление на группы, могут рассчитаться на 1,2,3 … и разбиться на группы по определенной цифре, или получить части одной картинки и найти свою пару [3, с. 42-48].
Следующим шагом необходимо продумать расположение групп в кабинете. Будут они сидеть в кругу или необходимо раздвинуть столы определенным образом.
Интересной идеей, которая была открыта на курсах повышения квалификации при Гёте-Институте, является распределение учащихся на роли, которые будут учитывать характер каждого учащегося и предотвратят доминирование только «сильных» учащихся [4, c.68-76]. К таким ролям можно отнести:
– Ведущий – читает задание, при необходимости разъясняет задание, может задавать вопросы учителю, следит, чтобы каждый член группы принимал участие, и чтобы группа приняла единое решение.
– Секретарь – записывает важные идеи, результаты и ответы.
– Тайм-менеджер – следит за тем, чтобы группа придерживалась установленного времени при выполнении заданий.
– Оратор – представляет результаты работы другим группам.
– Наблюдатель – смотрит за работой каждого члена и группы в целом.
Эти роли являются дополнительными к основному заданию, то есть каждый учащийся принимает участие в решении задачи, но при этом четко известно, кто все записывает, кто будет представлять результаты, кто следит за временем. По нашему опыту наблюдения за работой на уроке, необходимо отметить, что данное разделение ролей для учащихся сначала непонятно и они могут путаться. Но при повторении, они уже лучше понимают свои задачи. Распределение ролей помогает «слабым» ученикам не бояться, что им придется отвечать перед классом, они концентрируются именно на подготовке задания и чувствуют, что так же вносят вклад в конечный результат. «Сильным» ученикам это помогает направить работу всей группы и собрать мнение всех членов группы.
При оценивании результатов сложно выделить работу каждого члена группы, поэтому необходимо сконцентрироваться именно на конечном результате группы. Также можно добавить в группу роль наблюдателя, который и будет смотреть, как работает каждый член группы и вся группа в целом, и сможет в конце дать им совет по совместной работе.
Групповая работа, как форма социального взаимодействия, побуждает учащихся к обмену мыслями, обсуждению результатов, обнаружению новых решений. Главное преимущество групповой формы работы на уроке – это смена формы взаимодействия на уроке, что, как правило, повышает вовлеченность учащихся в урок, увеличивает долю языковой практики на уроке, оказывает эмоциональную и содержательную поддержку.
Суммируя всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что каждая форма работы имеет свою цель и место в ходе урока. Групповая работа — это не только смена деятельности, но и полноправная форма работы для достижения результата, которая отвечает цели обучения при ФГОС – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Список литературы:
1. Колыбенко О.С. Технология группового взаимодействия на занятиях по английскому языку. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. Беларусь, г. Горки.
2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2019. – 265 с.
3. Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / Т. А. Рунова // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 42-48.
4. Funk H., Kuhn C., Skiba D., Spaniel-Weise D., Wicke R.: Aufgaben, Übungen, Interaktion / H.Funk. – Stuttgart, München: Ernst Klett Sprachen, Goethe-Institut, 2014. – с.48-80.