Формирование метапредметных связей на уроках химии
Формирование метапредметных связей на уроках химии
Автор: Шептунова Елена Викторовна
МБОУ «СОШ № 10», г. Зима Иркутской области
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос метапредметных связей на уроках химии. Метапредметный подход диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в идее творческой образовательной продукции. Только тогда достижение метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по химии будет отвечать требования ФГОС. На своих уроках я стараюсь подбирать задания, чтобы ребятам было не только познавательно, но и интересно. Формированию метапредметных результатов на уроках химии способствует использование деятельностных технологий, а также активных и интерактивных форм и методов работы.
Ключевые слова: метапредметные связи, ФГОС, химия.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Модернизация Российского образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Это напрямую связано с ведением метапредмета на уроках. Рост компьютеризации школ, дает возможность учителю использовать на своих уроках современные информационные технологии, что с одной стороны активизирует внимание обучаемых и усиливает интерес к уроку, а с другой стороны – облегчает работу учащегося и педагога. Ученик должен встречаться с информационными технологиями не только на уроках, но и вовне урочной деятельности, сам разрабатывать презентации, фильмы. Это вызывает интерес ученика, усиливает метапредметную связь, и мотивацию.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Традиционный подход:
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.
Метапредметный подход:
1. Промысливание (не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
Метапредметные или межпредметные связи?
Межпредметные связи: предметы естественно-научного цикла +химия.
Метапредметные связи: предметы ЛЮБОГО цикла +химия.
Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии.
Требования к заданиям на уроке:
- повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер заданий;
- задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет обучающийся, и стимулировать освоение им новых способов мыслительной деятельности.
Вот несколько примеров таких заданий
Например, задания, связанные с экологией:
Каким способом – физическим или химическим – можно очищать водоем от разлитой нефти? Почему горящие бензин и нефть нельзя тушить водой? (Показатель плотности нефти и её производных значительно ниже, чем аналогичное значение для Н2О. В связи с этим, повинуясь физическим законам, вода, которую льют на горящее нефтяное пятно, просто опускается в нижние слои, никоим образом, не взаимодействуя с очагом возгорания. Во многих случаях такое тушение даже увеличивает площадь горящего нефтяного пятна, поскольку обычная Н2О начинает растекаться по сторонам, а вместе с ней растекается и горящая маслянистая жидкость. Тушить загоревшуюся нефть и произведенные на её основе продукты лучше всего при помощи воздушно-механической пены.)
Задание. Чем можно объяснить, что в конце лета на огуречных грядках, когда урожай почти весь собран, встречаются огурчики - «уродцы»? Одни из них похожи на скрюченный перец (хвостики огурчиков тонкие и загибаются), другие — на непривлекательную грушу.
Ответ. Огурцы, похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, когда растениям не хватает азота, а плоды, напоминающие грушу, — если недостает калия растениям в больших количествах.
Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа СО и диоксида углерода СO2 в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:
а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую технику;
б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;
в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.
Как вы думаете, какое решение должен принять Иван Петрович? Почему? (Предположим, что выбран ответ “б” или “в”. Темой для обсуждения становится проблема загрязнения воздуха выхлопными газами автомобиля.)
Очень важное место при изучении химии отводится решению задач. Любая расчетная задача – это тесная связь с математикой. Но если поработать над содержанием задачи, то можно создать условия для использования детьми знаний по другим предметам показать связь задач с повседневной жизнью ребенка:
У Виталия пониженная кислотность желудка. Врач порекомендовал ему запивать принимаемую пищу 3%-м раствором соляной кислоты. В день Виталий выпивает 10 г такого раствора. Чтобы не ходить часто в аптеку, Виталий предложил маме купить средство сразу на весь год. Мама посмотрела на сына и предложила ему сначала подумать, а затем самому воплотить в жизнь это решение. Почему мама так себя повела? Найдите массу выпитой Виталием кислоты за год.
Несомненно, что использование умений и навыков, приобретенных учащимися при решении задач на уроках математики, повысит эффективность обучения учащихся решению химических задач.
Решение расчетных задач по химии очень тесно связано не только с математикой, но и с физикой. В курсе физики величина «количество вещества» изучается значительно позднее, чем в химии. Поэтому важно правильно сформировать понятие о ней, чтобы в дальнейшем у учащихся не возникало противоречий.
Методику решения задач также полезно связать с физикой, сохраняя форму записи условия и решения. Этого требует и соблюдаемый в школе единый орфографический режим. При решении задач по химии широко используются физические величины и единицы их измерения ─ необходимо согласованное их использование. Количество вещества, масса вещества, молярная масса, Относительная атомная и молекулярная масса. Уравнение Менделеева – Клапейрона.
Решение химических задач с опорой на знание физики. Достаточно эффективным направлением реализации межпредметных связей химии и физики следует признать решение задач межпредметного физико-химического содержания.
Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов.
В романе Г. Р. Хаггарда «Клеопатра» есть следующие строки: «… она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и … опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа …».
Вопрос: Какая реакция лежит в основе? Напишите уравнение химической реакции. (Основу жемчужины составляет карбонат кальция. Такую же основу имеет мел, мрамор, яичная скорлупа, которые тоже взаимодействуют с кислотами: СаСО3 + 2НСl = СaCl2 + СО2 + Н2О).
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах. (С. Щипачев)
Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии? Записать уравнение реакции. (Получение воды 2H2 + O2 = 2 H2O)
… На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть … (А.А. Ахматова)
Вопрос: Напишите уравнения химических реакций.
(2Cu+ O2= 2CuO, 2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3)
Задания из жизни, так сказать творческие задания.
Задание. Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления? Ответ. Из чего обувь? Натуральная кожа образована из белков - коллаген, кератин, эластин. Как влияет температура? Происходит денатурация - нарушение естественной структуры белка, разрыв связей, поддерживающих II и III структуры и деструкция - разрушение макромолекул белка, с выделением газообразных веществ - NH3, H2S, CO2 и т.д. (Эти процессы изменяют прочность кожи и размер обуви).
Задание. Почему недостаток глюкозы в организме вызывает потерю сознания?
Ответ. Глюкоза служит главным субстратом тканевого дыхания и должна поступать в клетки непрерывно. Особенно чувствительны клетки головного мозга, которые не могут использовать другие метаболиты в качестве источника энергии. Недостаток глюкозы вызывает потерю сознания.
Задание. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.
Выполняя данные задания, учащиеся, приобретают естественнонаучную грамотность (умений описывать, объяснять, прогнозировать явления окружающей действительности с естественнонаучных позиций, действовать в соответствии с ними), формируются ключевые компетенции. Но также хотелось бы отметить, что работа по формированию метапредметов происходит не только на уроках, но и во внеурочное время, например при проведении городских предметных декад. Использование метапредметного подхода позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая современные вопросы, задачи и проблемы.
Формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительно-деятельносный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
Список литературы:
1. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Графф, 2002.
2. Дьякович С.В. Практические занятия по методике преподавания химии. - Новосибирск: Изд-во НГ ПУ, 2000.