Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Приемы и методы развития функциональной читательской грамотности учащихся

Дата публикации: 2021-09-19 08:15:34
Статью разместил(а):
Бычкова Анастасия Юрьевна

Приемы и методы развития функциональной читательской грамотности учащихся

Автор: Бычкова Анастасия Юрьевна

МБОУ г. Иркутска "СОШ № 31"

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные приемы и методы развития функциональной читательской грамотности учащихся, применять которые возможно как на уроках русского языка и литературы, так и в курсе нефилологичеких дисциплин.

Ключевые слова: функциональная читательская грамотность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Приемы и методы развития функциональной читательской грамотности учащихся» Бычковой Анастасии Юрьевны МБОУ г. Иркутска "СОШ № 31"

Актуальность направленности, представленной к рецензированию статьи, не вызывает сомнений, в виду того, что на современном этапе развития общества интерес к чтению снижается. Этому способствуют загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение как для образования, так и для государства.

Формирование читательской грамотности школьников на уроках русского языка, литературы и прочих дисциплин помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.

Статья Бычковой А.Ю. отражает цели, ценности, парадигму современного школьного и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС. Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и обобщенных планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам.

Даная статья может быть рекомендована к печати и к применению в условиях среднего образовательного и среднего профессионального образовательного процесса.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy Ольга Львовна Гиршевич

 

Одна из актуальных образовательных задач – развитие функциональной читательской грамотности учащихся. Возникает закономерный вопрос: решение этой задачи происходит исключительно в рамках уроков русского языка и литературы или всё же затрагивает все школьные дисциплины? Безусловно, анализ и интерпретация текста, работа с микротемами, изучение типов и стилей речи – в компетенции словесников.
Но функциональная читательская грамотность прежде всего связана с обработкой информации для конкретных целей и включает в себя такие компоненты, как:

- выделение главной и второстепенной информации

- обобщение

- извлечение основных тем

- формулирование выводов

- оценка достоверности фактов и т.д.

Все эти компоненты восходят к базовым логическим операциям: анализ, синтез, сравнение и связанным с ними УУД.

Не секрет, что в эпоху информационного перенасыщения и тотальной невнимательности работа с текстом (будь то литературное произведение, параграф учебника или даже задача по математике) является непростым заданием для школьника, да и не каждый взрослый сейчас читательски грамотен. Люди "читают мимо букв": не могут сконцентрироваться на содержании текста и логически его обработать. Классический пример из жизни любого школьника: неверно решенная задача из-за некорректно прочитанного условия.

Каждый школьный предмет так или иначе связан с анализом и синтезом текстов. И функциональная читательская грамотность – понятие области метапредметной. Мы развиваем ее, обучая корректно читать задания и писать конспекты, помогая работать над докладами и проектами, применяя приёмы различных педагогических технологий. А начинается читательская грамотность с элементарной внимательности.

Упражнения, формирующие читательскую грамотность – это не оторванные от темы урока задания, на которые необходимо тратить драгоценное время, а, напротив, эргономичный способ время организовать. Данные упражнения прекрасно интегрируются с необходимыми компонентами урока, построенного с учетом требований ФГОС.

На этапе формулировки темы и целеполагания уместны упражнения следующих типов:

- поиск фразы по буквам

- дешифровщик

- выборочное чтение

Задача учителя – подвести класс к самостоятельной формулировке темы урока. Но мы не всегда можем использовать наводящие вопросы. В этом случае, пусть ребята самостоятельно расшифруют тему, найдут ее ключевые понятия, например, в ряду букв.

На этапе изучения нового материала ребятам помогут приемы работы с ключевыми словами:

- текстовыделитель

- "пишу смс" / "пишу в твиттер"

Эти упражнения можно и комбинировать. Например, построив работу со специально распечатанным текстом в три этапа:

1. Выделить самую важную информацию одним цветом.

2. Выделить информацию "второстепенной важности" другим цветом.

3. Составить "смс" (очень сжатый текст с ограниченным допустимым числом слов).

Упражнения на поиск ключевых слов актуальны и при чтении различных заданий. Внимательно прочитанный и осознанный текст задания – залог успеха при его выполнении. 

Для работы в паре или группе отлично подходят развивающие читательскую грамотность приемы "Составление кластера" и "Ромашка вопросов".

Рассмотрим "Ромашку". Ученики анализируют текст (будь то текст произведения, учебного параграфа, энциклопедической статьи и т.д.), синтезируют вопросы и самостоятельно распределяют их по заданным категориям. Варианты дальнейшей работы – "срывать" лепестки и отвечать индивидуально в формате блиц-опроса или же вырабатывать ответ в команде или паре – все зависит от изучаемой темы и логики урока.

Для обобщения изученного материала можно использовать задания, в основе которых лежат всем известные детские игры на развитие памяти и внимания.

"Мемори": игра на поиск парных карточек. Нам известна ее вариация с картинками. На уроке уместно будет использовать карточки с "парным" текстом: начало и конец пословицы; термин и определение; условие простенькой задачи и ее решение и т.д.
Карточки могут быть представлены как в бумажном виде (на доске), так и в электронном.

"Найди отличия". Вариация этой игры для развития читетельской грамотности выглядит так: с одной стороны – картинка (например, строение растения, карта с проложенным маршрутом или ряд геометрических фигур), с другой – описание картинки, в котором намеренно допущены незначительные ошибки. Задача учеников – найти эти несоответствия.

Для этапа подведения итогов прекрасно подходит прием синквейна или даймонда.
Во время рефлексии учащимся будет интересно зашифровать оценку своей работы по заданному ключу.

К общим упражнениям на формирование читательской грамотности относятся также известные всем классические задания "Найди лишнее", "Объедини похожее", "Верно ли, что ...".

Мы видим, что существует множество упражнений на формирование читательской грамотности. Для каждого из них нетрудно варьировать уровень сложности, добавляя или убирая условия, упрощая или облегчая элементы.

Важно, чтобы работа с этими заданиями проводилась системна, именно тогда она принесет ощутимые результаты:

- развитие памяти и внимательности

- формирование базовых логических УУД

- развитие критического мышления

- способность решать метапредметные задачи.

Удобным способом организации работы учителя с этими заданиями является составление собственного методического сборника упражнений (разделенных по темам, или же универсальных). Урок – процесс живой и гибкий, часто план его несколько видоизменяется в процессе в зависимости от работы аудитории. Имея под рукой такого рода сборник, учитель может построить работу максимально эффективно.

 

Список литературы:

1. Ермоленко В. А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М: ИТОП РАО,1999. – 228 с.

2. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения // Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». – Cанкт-Петербург, 2011.

 

. . . . .