Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Игровые технологии на уроках химии

Дата публикации: 2021-09-28 18:47:50
Статью разместил(а):
Степанчук Екатерина Владимировна

Использование игровых технологий на уроках химии

Автор: Степанчук Екатерина Владимировна

МБОУ г. Иркутска "СОШ № 49"

«От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятие, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей, каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и благодарной дружбой к своему руководителю».

Анатолий Васильевич Луначарский.

Подсчитано, что за 9 лет учебы в школе каждый учащийся посещает примерно 10 тыс. уроков. И часто бывает так, что они, как близнецы похожи друг на друга. Примерно 60% времени урока отводится на объяснение учителя, еще 30% идет на устный опрос. Что при этом делает основная масса учащихся? Ученику просто некогда поразмышлять, поломать голову над проблемой. Интерес к изучаемой теме появляется тогда, когда учащиеся  вовлекаются в общение. Однако форма традиционного урока мало приспособлена для наложения такого контакта. Какой уж тут интерес к учебе, выдержать бы однообразие. Вот почему учителя работают над поиском новых подходов в учебной работе с подростками.

Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества. На первый план выдвигаются активные формы обучения. Среди них можно выделить лекции, семинары, консультации, зачеты, игры. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

"Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра". Йохан  Хейзинга

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Игра - наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая  потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться  своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся.

Цели игровых технологий:

- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Критерии игр:

- Игра должна быть рассчитана на один урок.

- Игра не должна быть сложной для понимания их правил.

- Игра не должна морально устаревать.

- Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

- Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

- Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Требования к проведению дидактических игр:

1) Соответствие темы игры теме и цели урока.

2) Четкость и определенность цели и направленности игры.

3) Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

4) Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.

5) Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.

6) Понятность и доступность  замысла участника игры, простота игрового сюжета.

7) Стимулирующий характер игры.

8) Точность и однозначность игровых правил и ограничений.

9) Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.

10) Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры. 

11) Благоприятный психологический климат отношений.

12) Простор для личной активности и творчества.

13) Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

Для учащихся 8-го класса дидактические игры, направленные на запоминание понятий и терминов, наиболее актуальны при проведении уроков химии в начале обучения. Игры–упражнения занимают обычно 10-15 минут и являются хорошим средством для осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные головоломки, шифрограммы, кроссворды, и т.д. (Приложение 1)

В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Наряду с учением и трудом игра в 10–11-х классах (старший подростковый возраст) по-прежнему несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. В 10–11-х классах широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры.

Мной разработаны и уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод (уроки – ролевые игры, уроки – конкурсы, уроки – смотры знаний, уроки – викторины, урок – расследование и другие).

В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи.

Игры различны по времени и атрибутике. Их можно использовать как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении материала, а также в процессе контроля знаний учащихся и во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель может внести в игру свои изменения, поправки в зависимости от конкретных условий, а сами игры могут быть использованы и на протяжении всего курса изучения химии.

Игра – центральная единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

"Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет". Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер.

 

Литература:

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. – М.: Просвещение, 1988.

3. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 1996. 

4. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004.

5. Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000. – 6 - стр.35.

6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.

 

. . . . .