Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитательный потенциал индивидуальной беседы как метода воздействия на кадета

Дата публикации: 2021-09-30 12:21:17
Статью разместил(а):
Лагутина Светлана Сергеевна

Воспитательный потенциал индивидуальной беседы как метода воздействия на кадета

Автор: Лагутина Светлана Сергеевна

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», г. Ставрополь

 

Аннотация: В данной статье изложена структура беседы с кадетами, даются методические рекомендации по ведению беседы, анализируются условия повышения действенности беседы.

Ключевые слова: методические приемы проведения беседы, классификация бесед, структура беседы, особенности ведения беседы с кадетом.

 

«Воспитание словом, - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы… - словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».

В.А. Сухомлинский.

Основное назначение бесед – привлечь самих воспитанников к оценке событий, поступков, явлений собственной жизни и на этой основе сформировать у них отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл, осуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте кадета, в его делах, поступках и действиях.

В воспитательной практике беседы получили самое большое распространение. Отличие беседы от инструктажа, рассказа в том, что педагог выслушивает и учитывает мнение, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

В арсенале воспитательных средств, которыми располагает воспитатель в ходе общения, наиболее огромную важность приобретают индивидуальные поручения, беседы, контроль, педагогическая помощь, система поощрения (наказания).

В настоящее время беседа, как форма воспитательной работы, очень распространена. Но с точки зрения методики особое значение приобретает вопрос в практическом использовании. Каждый воспитатель проводит со своими воспитанниками достаточное количество бесед.

Но кто из них ответит на вопросы: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь воспитатели вступают в контакт с кадетами постоянно, часто без подготовки, нередко в состоянии возбуждения, обиды, раздражения.

Кто из них не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с воспитанником именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время?

Поэтому индивидуальная беседа занимает особое место в воспитательном процессе. Она позволяет глубоко изучить духовный мир воспитанников и дифференцированно применять воспитательные воздействия, это очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А. Сухомлинский), проникновение во внутренний мир воспитанника.

Внешне индивидуальная беседа представляется простым делом. Но правильнее будет сказать, что ее проведение - это искусство. Проанализировав научно-педагогическую литературу, посвященную данной проблематике, рассмотрим методику проведения индивидуальной беседы с кадетом.

Педагогическое общение – постоянная составная часть работы любого воспитателя. Не секрет, что успех педагогической деятельности во многом зависит именно от культуры общения. Умение общаться с коллегами, кадетами и их родителями (законными представителями) входит в понятие коммуникативной компетентности педагога. А одна из её составляющих – это умение применять метод беседы в практической педагогической деятельности [4, c. 301].

Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа в педагогической практике – метод познания личности воспитанника и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между педагогом и воспитанником [1, c. 22].

В методике широкое применение получило выполнение воспитателями требований к проведению беседы [1, c. 98].

Непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта и взаимопонимания воспитателя и кадета. Здесь важны открытость, искренность и доверительные отношения.

Продуманность. Необходимо заранее тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем и вопросов, подлежащих выяснению. Этим беседа отличается от простого разговора.

Диалог. В беседе важна именно двусторонность общения. Если взрослый только задаёт вопросы, а воспитанник на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются выводы, не даются разъяснения, то это не беседа. Двусторонняя беседа дает больше результата по проблеме, чем только ответы кадет на поставленные вопросы.

Айламазьян А. М. указала причины плохо организованной беседы: [3, c. 98].

Стереотипы воспитателя – упрощенные мнения относительно отдельных кадет или ситуации, которая возникла. В результате нет объективного анализа и понимания подростков, ситуаций, проблем.

«Предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.

Отсутствие внимания и интереса к кадетам со стороны воспитателя. Интерес и внимание возникают только тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий.

Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов.

Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.

Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Такими учеными как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов представлена классификация бесед. Полностью контролируемая беседа предполагает жёсткую программу, стратегию и тактику. Здесь уместно обратиться к словарям и вспомнить значение слов «программа», «стратегия» и «тактика». Практически свободная беседа предполагает отсутствие заранее обдуманной чёткой структуры, развитие беседы зависит от инициативы того, с кем она проводится. Беседа - самый распространенный метод индивидуально-воспитательной работы с кадетами. Представляется возможным классифицировать индивидуальную беседу по целям проведения на три вида: ознакомительная, диагностическая, воспитывающая. [3, c. 98].

Пидкасистый П.И. выделили этапы проведения беседы: [4, c. 16].

726 01

1 этап – подготовительный. Необходимо определить цель беседы, тщательно продумать, как ее вести, что и как говорить, какие и как задавать вопросы кадету, какими рассуждениями и фактами будете его убеждать. В зависимости от степени знания особенностей личности кадета, воспитатель может и должен предвидеть, как сложится беседа, как будет вести себя воспитанник, какого результата можно добиться этой беседой. Кроме этого, в ходе беседы необходимо постоянно анализировать психологическое состояние собеседника, обращая внимание на: точность формулируемых мыслей; оговорки, недомолвки; желание уйти от ответа; паузы; тембр голоса, интонацию; мимику и жесты; срабатывание механизма так называемой психологической защиты.

2-й этап – начальный. В начале беседы необходимо установить эмоциональный контакт с кадетом, создать непринуждённую, уважительную и деловую обстановку, чтобы расположить воспитанника к доверию и  откровенности. Лучше всего начать разговор с вопроса о его здоровье, самочувствии, поинтересоваться его близкими и родными. Тем самым опереться в психике и сознании воспитанника на то, что ему близко и дорого. Таким образом, возникает откровенность и доверие кадета к воспитателю.

Вести беседу рекомендуется спокойно, доброжелательно, но в то же время необходимо называть вещи своими именами и давать принципиальную оценку фактам и поступкам. В любой беседе, естественно учитывая индивидуальные особенности кадета, воспитатель должен стремиться убедить кадета, помочь ему уяснить личную ответственность за выполнение своих обязанностей, свое место в коллективе, заставить правильно оценить те или иные действия, выбрать правильную линию поведения. Искреннее желание воспитателя помочь, внимательное отношение к просьбам, запросам, нуждам воспитанника оказывает положительное влияние на воспитуемого, даже на самого недисциплинированного.

3-й этап – анализ ситуации. В ходе беседы устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась проблемная ситуация. Также выясняется, что повлияло на морально-психологическое состояние кадета и заставило его поступить тем или иным образом.  Далее, необходимо дать возможность воспитаннику самому проанализировать сложившуюся ситуацию и свои поступки, акцентируя внимание на их законности. В завершение этого этапа высказать свою личную оценку ситуации и причин, к ней приведших.

4-й этап – планирование. Воспитателю необходимо побудить, подтолкнуть самого кадета продумать и словесно (вслух) высказать возможные личные планы деятельности воспитанника по устранению имеющихся недостатков. В ходе беседы необходимо делать паузы, чтобы собеседник мог сосредоточиться и самостоятельно обдумать возможные  решения.  Вполне вероятна ситуация, когда в ходе беседы не будет выработано какое-то определенное решение. Положительным результатом будет даже то, что кадет сможет поговорить со своим воспитателем и  изложить собственное видение проблемы.

5-й этап – завершающий. Воспитатель должен окончательно сформулировать способы решения проблемы кадета, активно поддержать его психологически, придать ему уверенности в том, что он в состоянии самостоятельно выполнить стоящие перед ним задачи.

В трудах Подласого И. П. представлены методические приемы проведения беседы [5, c. 86].

Беседа – это вопросно-ответная форма воспитательного мероприятия. Между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая связь. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе. Классификация типов вопросов. Одна из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы:

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Закрытые вопросы достаточно часто приводят к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают возможности ответа.

Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».

Выясняющие вопросы – обращение к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В чём, на твой взгляд, состоит проблема?»; «Что ты имеешь в виду?».

Однако более удобным представляется не просто формулирование вопросов, а приём перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял теб я…»; «Другими словами, ты считаешь …»; «По твоему мнению ...».

Для эффективности проведения беседы так же помогает применение следующих методов и приемов: [2, c. 34].

Метод аналогий. Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, случаев из жизни, сказок, притч, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Установление логических взаимосвязей. Воспитатель вместе с кадетом устанавливает последовательность событий, выделяет роль субъективных факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.

Самораскрытие. Воспитатель косвенно побуждает кадета «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным его высказываниям и чувствам.

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Воспитатель, используя понятные аргументы для кадета, позволяет ему утвердиться в понимании определенных событий, способов, мыслей.

По мнению Сластенина В.А. в ходе проведения беседы эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований [6, c. 98]: высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры; опора на собственный жизненный опыт кадета; искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

5. Оценка. Самооценка, переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию – «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

6. Анализ ситуаций. В ходе беседы нужно проводить совместный анализ, как реальных жизненных ситуаций кадета, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры.

7. Невербальное общение. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств общения и только 20-40% информации передаётся с помощью слова. Необходимо обращать внимание на невербальные знаки и во время беседы. Невербальные знаки общения могут быть двух видов и воспринимаются и анализируются на подсознательном уровне.

Одни непременно сопровождают нашу речь – это интонация, логические ударения, ритм, громкость речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, зависит восприятие смысла высказывания.

Вторая группа невербальных знаков общение – это непосредственно мимика, жесты, направленность взгляда и поворот головы, позы.

В статье была проанализирована научная литература, рассмотрены понятия беседы с точек зрения различных авторов, выявлены основные типы бесед в исследовании личности, рассмотрена структура подготовки и проведения беседы, а также ее достоинства и недостатки.

Самое большое распространение беседа получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии идейно – тематического содержания беседы имеют основным назначением привлечь самих кадет к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, патриотическим и нравственным обязанностям.

На основании изложенного материала, можно сделать вывод, что личность воспитателя является решающим фактором воспитательного воздействия на кадета через беседу. Успешность беседы зависит  от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей кадет, учета условий, места проведения), а также от искренности даваемых ответов кадетом (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы).

 

Список литературы:

1. Андреев И.Д. О методах научного познания/ И.Д.Андреев. – М.: Наука, 1964. – 184 с.

2. Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии/ А.М. Айламазьян.- М.: СМЫСЛ, 1999.-122 с.

3. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / С.И. Брызгалова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 151 с.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ П.И. Пидкасистый. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996. - 455 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

 

. . . . .