Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся

Дата публикации: 2021-10-02 11:54:13
Статью разместил(а):
Никитина Наталья Ивановна

Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся

Автор: Никитина Наталья Ивановна

МКОУ "Крутоголовская СОШ", с. Крутоголово, Новосибирская область

 

«Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни. Уроки ОБЖ являются главными в школьной программе, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровье детей, учить грамотным действиям в условиях ЧС.

Мы живем в обществе, подвергнутом суровым реальным испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня. При правильном преподавании урок ОБЖ дает знания, навыки, необходимые в жизни каждому ученику. Обучение населения через наших учеников методикам выживания и защиты в ЧС – стратегическая задача всего курса ОБЖ и каждого урока в частности. Уроки безопасности нужны человеку каждый день. 

1. Изучай виды и причины опасностей – не лезь туда, где беда.

2. Учись предвидеть их возникновение в любом месте, в любое время.

3. По возможности избегай опасности – не ходи в зоне риска.

4. Не пугайся, не паникуй в трудных ситуациях, действуй, грамотно и решительно.

5. Активно борись за жизнь.

6. Помогай себе и окружающим, попавшим в беду. 

Однако одной теории недостаточно, нужны практические навыки, которые дети приобретают на каждом уроке. Урок ОБЖ является нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, гибким, неповторимым, способствует психологическому воспитанию личностных качеств ребенка / решительности, целеустремленности, самоорганизации, ответственности за свои поступки/, ставит практические цели и осуществляет практические действия. Поэтому необходимо создавать такие условия, в которых ребенок мог реально участвовать. Формировать учебную ситуацию так, чтобы наглядно показать признаки развивающейся ЧС, в которой ученик должен предвидеть опасность, учитывая факторы риска, по возможности избегать её, а если удается, грамотно действовать.

Самый интересный метод педагогической работы в ходе преподавания ОБЖ – метод анализа типичных ситуаций, представляющих реальную и потенциальную опасность для жизни и здоровья. Объектом психолого-педагогического анализа могут выступать любые поступки и формы поведения, имеющие нежелательные последствия. Организация и проведение формы работы таковы: 

1. Работа проводится с классом/командами.

2. Набор разбираемых ситуаций предлагает учитель или составляет совместно с ребятами, исходя из их опыта и актуальности данной темы, особенности региона, опасности, окружающие школу.

Задача учителя – отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес, сформулировать ученикам описание случая. Работа проходит на нескольких уровнях: словесный разбор ситуации с предложение вспомнить случаи из жизни; разбор возможных ситуаций по принципу: «А, что, если бы …». Подборка вариантов готовится заранее; проработка ситуаций в процессе ролевой игры, где учащиеся играют роли участников ситуации. Возможно проигрывание нескольких вариантов «правильного» и «неправильного поведения; работа с конкретными ситуациями вне класса в условиях, приближенным к реальным на улице, в парке. 

На уроках используются и другие методы обучения безопасности жизнедеятельности. Словесные, например, эвристическая беседа – форма наводящих вопросов, при правильных ответах на которые учащиеся самостоятельно приходят к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса, что очень важно при изучении новой темы и позволяет учащимся понять суть учебного материала, найти истину. Благодаря этому материал изучается не со слов учителя, а в процессе поиска ответов на вопросы.

Это важно! Эффективный метод нетрадиционного урока – подготовка докладов, к которым дети готовятся заранее за 1-2 недели по темам, которые формирует учитель, определяет источники информации, объем, план. На уроке для стимулирования внимания к докладу ставится задача, дается задание, решаемое с помощью информации текста доклада, поощряются вопросы к докладчику.

Практические – с целью усвоения навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Практические работы проводятся систематически. В зависимости от познавательной активности практическую работу можно организовать по образцу, алгоритму, самостоятельно.

Наглядные – улучшают понимание материала, систематизируют его, активизируют познавательную деятельность учащихся, внутренне готовя их к восприятию материала, выполнению заданий, позволяют выстроить логически-следственные связи. В настоящее время в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда можно остановить, используя нестандартные уроки – это импровизированные учебные занятие, имеющие нетрадиционную /неустановленную/ структуру.           

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых, устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без новых форм обучения, поэтому учитель должен уметь конструировать уроки нового типа с использованием нетрадиционных форм обучения. Анализируя педагогическую литературу, можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. 

1. Уроки – «погружения».

2. Уроки – деловые игры.

3. Уроки – «Пресс-конференции».

4. Уроки – соревнования.

5. Уроки типа КВН.

6. Театрализованные уроки.

7. Уроки консультации.

8. Компьютерные уроки.

9. Уроки с групповыми формами работы.

10. Уроки взаимообучения учащихся.

И т.д.

Нестандартные уроки по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Отражают психолого-педагогическую деятельность учителя и учащихся в современных условиях, побуждают к действию.

Используя в педагогической практике нетрадиционные средства обучения, достигла результатов:

1. Укрепление духовного, физического, психологического здоровья учащихся, на основе чего может складываться безопасность жизнедеятельности. В нашей школе наблюдается уменьшение прироста заболеваний детей, а показатель уровня воспитанности достиг 4.4 балла, выше среднего.

2. Формирование культуры учебно-познавательной деятельности повышает эффективность образования и является одним из факторов здоровьесбережения. Качество знаний по предмету ОБЖ составляет 85-87%.

3. Воспитание личности безопасного типа. Однако, быстрых результатов на этом пути, на мой взгляд, ожидать не следует. 

ОБЖ – важный предмет, ибо призван научить детей, как сохранить жизнь и здоровье в ЧС. Если проводить занятия по предмету формально, казенно, поставленной цели не достичь! Поэтому главный принцип в моей работе – «не навреди!».  

 

Литература: 

1. Журнал ОБЖ / март 2009г. / Е.Римская. Применение инновационных технологий. 

2.  Журнал ОБЖ № 7 / февраль 1998г. / Урок нового типа. 

3. Журнал. Военные знания № 8 / 1999г. / Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ. 

4. Давыдов В.В. Технологии развивающего обучения. Москва 1990г. 

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии. Москва 1989г. 

6. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях. Издатель: Учитель. 2010 г.

 

. . . . .