Обобщение опыта работы по теме «Лексика и фразеология» (5-6 классы)
Обобщение опыта работы по теме «Лексика и фразеология» (5-6 классы)
Автор: Дворецкая Елена Николаевна
МБОУ «Школа № 21», г. Рязань
Аннотация: В данной статье представлен комплекс упражнений по лексике и фразеологии на материале художественных произведений, предназначенных для изучения в 5-6 классах. Материал может помочь учителю и в работе на уроках русского языка.
Ключевые слова: литература, русский язык, лексика, фразеология, комплекс упражнений.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.
Литература - базовая учебная дисциплина, формулирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в форматировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большей силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования - чтение и изучение произведений словесного искусства, обладающих высокими художественными достоинствами, воспитывающих нравственные чувства у школьников.
Современный уровень развития образования требует от учащихся умения анализировать текст.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения в единстве формы и содержания является основой анализа текста.
В реализации умения проводить анализ текста большую роль играет лексико-стилистическая работа, способствующая развитию внимания к поэтике текста.
Систематическая работа над лексикой на уроках литературы формирует у учащихся владение русским литературным языком при создании собственных устных и письменных высказываний.
Именно поэтому представлялось важным и необходимым создание комплекса упражнений по лексике и фразеологии на материале
художественных произведений, предусмотренных программой литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной.
Главной задачей работы по лексике и фразеологии на уроках литературы является обучение учащихся творческому владению родным языком для выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование репродуктивной деятельности учащихся (осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров).
В работе над составлением упражнений были поставлены следующие цели:
- Обучающие:
1. Формирование у учащихся понимания, что русский язык имеет богатейшие возможности для выражения мыслей и чувств.
2. Обучение умелому применению теоретических знаний при анализе литературного произведения.
3. Способствовать овладению учащимися лексическим богатством русского языка, развитию речи учащихся, формированию навыков словарной работы.
Развивающие:
1. Развитие памяти, креативных способностей учащихся.
2. Формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью.
3. Развитие аналитических навыков: умения сравнивать, сопоставлять, действовать по аналогии, исследовать текст.
4. Развитие у учащихся способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей.
5. Развитие способностей к межличностному и межкультурному диалогу;
6. Развитие у учащихся интереса к чтению, понимания смысла художественного произведения через его словесную форму.
- Воспитательные:
1. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной язык.
2. Формирование эстетического вкуса учащихся как ориентира в художественном мире.
3. Воспитание творческого читателя, воспринимающего произведение литературы как явление искусства.
Содержание и структура комплекса упражнений по лексике и фразеологии.
Данная система упражнений разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе программы литературного образования под ред. В.Я. Коровиной.
Упражнения составлены на материале литературных произведений, изучаемых в 5-6 классах. Данные упражнения выполняются на уроках литературы после чтения художественного текста при анализе идейного содержания, художественных образов и языка, так как в этом случае не нарушается у учащихся целостное впечатление от прочитанного.
Отдельные задания могут выполняться на уроках русского языка (это задание по морфемике), на уроках развития речи: объяснить значение пословиц, рассказать о каком-нибудь случае, который подтверждал бы смысл той или иной пословицы.
Словарно-стилистической работой можно заниматься в литературном кружке и на факультативных занятиях. Упражнения выполняются как в классе, так и дома, устно и письменно.
Отбор материала и характер выполнения заданий зависят от уровня развития учащихся, их подготовленности и от этапа, на котором идет работа над литературным произведением.
В работе над системой упражнений по лексике и фразеологии на уроках литературы использовались разные приемы работы с художественным словом. Вот примеры некоторых из них:
1. Объясните значения выделенных слов в приведенных предложениях:
В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
(Плещеев, «Весна»)
2. Замена объясняемого слова его синонимом:
Объяснить значение слов, привести синонимы к ним: пробудилися, хлынуло, скрылись (из стихотворения Никитина «Утро»)
3. Подбор антонимической пары: в приведенных ниже предложениях найдите антонимы, выделите среди них слова с разными корнями и однокоренные.
По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда.
Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.
На восход и на закат - все такие же горы.
Казакам далеко, а татарам близко. (Л. Толстой «Кавказский пленник»).
4. Работа с народно-разговорными словами. Подбор литературных синонимов к выделенным словам. Указание устаревших слов. Такое задание, например, можно предложить учащимся при изучении басни И.А. Крылова «Осел и Соловей» в 6 классе.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, - говорит: - сказать не ложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
5. Выяснение значения слова в контексте:
При работе с произведением А.С. Пушкина «Дубровский» можно предложить такое задание: какое значение имеют выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Какие другие значения этих слов вы знаете?
• Дубровский был отменно сердит, прежде никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений, зная приятельскую связь его с их господином.
• Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою. Она смотрела за ним, как за ребенком.
6. Замена устаревших слов и сочетаний словами современного русского языка.
(уста-губы, ланиты-щеки, десница-правая рука, шуйца-левая рука и.т.д.)
7. Работа с частями речи, определение из роли в данном отрывке или в стихотворении в целом. При изучении стихотворения «Весна» Плещеева назовите глаголы, передающие динамичность весенних изменений в природе.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
8. Комментирование лексического значения слова через морфемный разбор: При изучении произведения Некрасова «Железная дорога» учащиеся получают задание:
а) прокомментировать значение слова безобразъе в сроке: «Нет безобразья в природе...»;
б) произвести морфемный разбор слова безобразъе;
в) при разборе над этим же стихотворением Некрасова разберите по составу слова красноречивый, воззванье и определите их
значение в сроке: «Красноречивым воззваньем не разогреешь рабов ...».
9. Выяснение значения слова по словарям:
• По словарю выясните значение слов приватно, пробавляется. К какому словарю следует обратиться? (задание выполняется при изучении рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»)
• При изучении произведениях В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» уместно следующее задание: определите по словарю значение слова предварять.
10. В разработанной системе упражнений значительное место занимает работа с фразеологизмами.
Учащиеся объясняют значение устойчивых выражений. Например, при изучении в 6 классе рассказа В.М. Шукшина «Срезал» учащиеся определяют значение следующих выражений: рубануть сплеча, на нет и суда нет, баба с возу - коню легче, все средства хороши, тянуть на себя одеяло.
При изучении произведения В. Распутина «Уроки французского» в 6 классе ребятам можно предложить задание по подбору синонимов и антонимов к фразеологизмам: закричать что было мочи, места себе не находить.
11. Практика работы в школе показывает, что учащихся затрудняет подбор слов и выражений, которые позволили бы им не повторять одно и то же слово в своих письменных работах и устных ответах. Указанные недочеты в речи учащихся обусловили включение упражнений, которые, с одной стороны, раскрывают школьникам мастерство писателя в использовании лексических средств языка, с другой - помогают ввести в активный словарный запас учащихся необходимую для этих целей лексику.
Например, задания при изучении произведения А. Грина «Алые паруса» включают следующие вопросы:
Подберите из современного русского языка синонимы к выражению «Если была надобность». Составьте с ним предложение.
Продолжите синонимический ряд: вскипать обидой, выходить из себя ...
Приведите синонимы к слову «гримасничать». Составьте с одним из них предложение.
12. Ряд заданий связан с происхождением слов и употреблением их в современной речи. При изучении стихотворения Д. Самойлова «Сороковые…» учащиеся выполняют задание: с помощью словаря иностранных слов определить происхождение и значение слова эшелон «перестуки эшелонные»
13. Некоторые упражнения направлены на выполнение лексической характеристики слова. Например, при изучении произведения Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» учащимся предлагается задание дать лексическую характеристику словам: соваться, заядлые (футболисты), расхрабрить, корчить (из себя взрослую), продрался (сквозь хохот класса), некудышний (подвиг).
14. В системе упражнений есть задания, связанные с выяснением значения не только новых, ранее неизвестных слов, но и с уточнением смысла известных слов, имеющую особую семантику в данном контексте. Эти упражнения способствуют отработке умения определять прямое и переносное значение слов. Например, при изучении в 5 классе рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» предлагается следующее задание: какое значение имеет глагол пройти в приведенных предложениях?
Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел.
Вот как прошла гроза, а везде по деревне бегут ручьи.
С тех пор прошла про Жилина слава, что он мастер.
15. Конечно же, в системе упражнений целый ряд заданий предусматривает анализ языковых явлений и работу с изобразительно-выразительными средствами языка:
• При работе с загадками в 5 и 6 классах можно предложить следующее задание: назовите знакомые вам образные средства языка, используемые в данных загадках.
• При изучении русских народных сказок уместно следующее задание: подберите постоянные эпитеты к словам: лес, дуб, море, солнце, стрелы, ворон, сокол.
16. В системе упражнений по лексике и фразеологии предусмотрены и творческие задания:
Составьте небольшой рассказ о своей летней работе на пришкольном участке, включив в него несколько оборотов,
например: терпение и труд все перетрут, дорога каждая минута, без сучка, без задоринки, семь раз отмерь, один раз отрежь.
Это задание можно предложить учащимся 6 класса:
• При изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» составьте небольшой рассказ о Герасиме, уместно используя некоторые из приведенных ниже слов: Герасим, дворник, господский слуга; Муму, собачка, питомица Герасима, его любимица, спасенный щенок; барыня, госпожа; приказание барыни, повеление госпожи, господская роля, исполнить, сдержать слова, подчиниться; смотреть, глядеть, не сводить глаз.
• При изучении сказки - были М. Пришвина «Кладовая солнца» уместно следующее задание: расскажите о том, как Травка служила своему хозяину, используйте в своем рассказе специальные охотничьи слова.
Данная система упражнений по лексике и фразеологии апробирована в течение нескольких лет на уроках литературы в 5-6 классах. Работа с упражнениями дала мне возможность, прежде всего, разнообразить формы занятий на уроках литературы, пробудить творческую активность детей, развить у учащихся чувство языка, повысить воспитательный потенциал урока.
Упражнения данной системы помогают мне в реализации межпредметных связей русского языка и литературы, направленных на постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
Представленная система упражнений по лексике учитывает особенности преподавания литературы в 5-6 классах и способствует развитию у учащихся данной возрастной группы осознанного, творческого чтения, внимания к книге.
Использование этого комплекса упражнений помогает мне в организации работы с художественным текстом произведения, в планомерном обучении учащихся созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. в реализации деятельного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.
Список литературы:
1. Учебник литературы в 2х частях. 5 класс.6 класс. Автор В. Коровина. М., «Просвещение».
2. А.Т. Арсирий, Г.М. Дмитриева. «Материалы по занимательной грамматике русского языка» 1 и 2 части.
3. Ю.А. Ларионова. «Фразеологический словарь современного русского языка».
4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.