Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Портфолио как одна из инновационных технологий в формировании компетенций обучающихся

Дата публикации: 2021-10-17 05:24:22
Статью разместил(а):
Капченина Марина Алексеевна

Портфолио как одна из инновационных технологий в формировании компетенций обучающихся

Автор: Капченина Марина Алексеевна  

КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж»  

 

Аннотация: В статье представлены методические рекомендации по формированию у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в современном информационном потоке.

Ключевые слова: портфолио, систематизация и анализ информационного материала, мотивация, компетентностно-ориентированная технология. 

Тематическая рублика: Средняя школа, СПО.

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике, что актуализирует проблему повышения уровня методической культуры.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня среднего профессионального образования.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.

Важно, чтобы обучающийся научился работать самостоятельно, творчески. В наш информационный век с его огромными потоками различных сведений необходимо не только и не столько наполнить обучающегося знаниями, но и научить его отбирать и анализировать полученную информацию, на практике применять свои умения для решения учебных задач и в жизни. Накопление потенциала обучающегося способствует большая подготовительная ежедневная кропотливая работа, а также – самообразование. Образование всё более становится сферой ответственности интересов не только обучающегося, но и государства. В последние годы появились педагогические технологии, направленные на повышение эффективности образования.

Одной из технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитии самостоятельности личности является технология портфолио. Она позволяет показать поэтапный индивидуальный рост личности в учебной деятельности.

Идея создания портфолио все больше и больше набирает популярность в современной России.

Портфолио как раз и является одним из современных инновационных технологий профессионального развития, предназначенных для того, чтобы систематизировать накапливаемый специалистом опыт, его знания, четче определять направления его развития, облегчить консультирование со стороны коллег и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня. Именно технология портфолио в отличие от других форм позволяет «увидеть» активность обучающегося в учебном процессе. Портфолио - это не только дань моде, но и реальная возможность представить себя и свои достижения. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека в определенный период его деятельности.

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ в. в США. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всем мире, в том числе и у нас в России. В переводе с французского это слово означает «излагать», «формулировать», «нести», а также - «лист», «страница», «досье», «собрание достижений». В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Термин «portfolio» был заимствован педагогикой из политики и бизнеса.

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должно отражать субъектную позицию обучаемого как будущего профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения.

Цель применения технологии портфолио - научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисцип­лины - прослеживать динамику отношения обучающегося к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений.

Функции портфолио:

Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

Целеполагания – поддерживает учебные цели.

Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях.

Портфолио и методика его использования на учебной дисциплине «Иностранный язык»

Каким должно быть содержание портфолио?

Во-первых, необходимо определится, какой вид портфолио вам необходим и какая у вас цель. Существует несколько разновидностей портфолио: 

- портфолио достижений суммирует результаты работы по кон­кретному блоку учебного материала;

- рефлексивное портфолио основано на анализе и оценке субъек­том целей, хода и результатов своей учебной работы, особенностей ра­боты с источниками информации, ощущений, впечатлений и т.д. (мо­жет быть связано с отдельной проблемой);

- проблемно-ориентированное портфолио отражает цели, процесс, результат решения конкретной проблемы (учебной, научной, профес­сиональной, социальной);

- портфолио развития навыков гуманитарного мышления отража­ет работу на уровне анализа – оценивания - сравнения.

А также в зависимости от целей создания портфолио по дисциплине «Иностранный язык» можно использовать такие виды портфолио, как:

- Портфолио процесса, которое отражает все фазы и этапы обучения, вклю­чает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и са­мооценки в ходе выполнения какого-либо учебного задания по отдельной специальности;

- Показательное портфолио включает только лучшие работы, ото­бранные в ходе совместного обсуждения студентом и преподавателем. Обязательным требованием является полная и всесторонняя презен­тация работы. Входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотогра­фии, электронные версии работ.

- Рабочее портфолио включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, для демонстрирования прогресса сту­дентов в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студентов, а так­же описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участия в научных конференциях, конкурсах, семинарах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

- Оценочное портфолио включает в себя характеристики, отража­ющие отношение студентов к дисциплине. В его состав могут входить тексты заключений (о качестве выполненной работы), резюме (подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных до­стижений), эссе, рецензии (на статью), рекомендательные письма, отзывы (о выступлении на научно-практической конференции), написанные как самим студентом, так и преподавателем или однокурсни­ками.

- тематическое портфолио включает в себя материалы, которые отражают цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы. В него входят работы студентов в рамках той или иной темы курса (модуля).

Желательно, чтобы портфолио включало три обязательных элемента:

- сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, пред­назначения и краткого описания портфолио;

- содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;

- самоанализ и взгляд в будущее.

Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности:

Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.

Этап 4. Сбор и оформление материалов.

Этап 5. Пробы в презентации портфолио.

Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования.

Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио.

Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Структура портфолио определяется из цели его использования, существуют различные структуры портфолио.

В качестве основных частей портфолио, предлагается разбить его на 4 части:

1. Часть теоретических материалов.

2. Часть самостоятельно подготовленных практических заданий.

3. Часть реферативного и аналитического изложения дополнительных материалов.

4. Часть самостоятельно подобранных дополнительных материалов.

В основу разработки портфолио по учебной дисциплине иностранный язык легли требования образовательного стандарта, системно-деятельностный подход к преподаванию данной дисциплины, календарно-тематический план изучения дисциплины с учетом разработанной системы самостоятельной работы студентов и контроля ее выполнения.

В портфолио нашли отражение следующие общие компетенции:

– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) – используется при выполнении сообщений, исследовательских работ, рефератов; 
– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) – оценивается при проведении деловой игры и выявлении лучших игроков; 
– самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к срокам выполнения работ, полноценно использовать личностные ресурсы) – стремление к победе в конкурсе на лучшее портфолио, на лучшее эссе, реферат и пр.; 
– самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность) – стремление не только к участию в очных и заочных конкурсах и конференциях, но и основная ориентация на будущую профессию и реализацию себя в ней.

Например, портфолио (первый блок) по дисциплине иностранный язык для 1 курса отделения «Сестринское дело» состоит из следующих разделов:

Первый раздел называется “Nice to meet you, I will be a nurse”;

Второй раздел – “We study Anatomy”

Третий – “The Diet

Четвёртый – “Лист самооценки”.

Средствами оценивания могут являться специально разработанные таблицы, а также оценка портфолио может проходить:

1. В индивидуальной встрече педагога и обучающихся.

2. Обучающимися в малых группах.

3. На основе выступлений обучающихся на конференции по портфолио.

Но, т.к. портфолио это одна из новых технологий в образовании, мы только недавно стали более углубленно изучать методы приема и получать первоначальные навыки, умения и опыт в составлении информационной базы портфолио.        

В заключении хотелось бы сказать, что благодаря портфолио педагог может проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые как им, так и обучающегося в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста.

 

Литература:

1. Сангалова М.Е. Портфолио как инструмент оценки качества обучения // Культура и образование. – Сентябрь 2014. - № 9.

2. Манакова И.П. Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 961–965.  

3. Сидорова Н.Н. Портфолио как форма оценки компетенций будущих специалистов (Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал СПО, приложение №7, 2015г.)

4. Панюкова С.В., Гостин А.Н., Кулиева Г. Создание и ведение веб-портфолио для преподавателя. (Методические рекомендации: учебное пособие. г. Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет, 2013г.)

5.Шкерина Л.В., Литвинцева М.В. Электронное портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций. сб. статей.- Технологии в образовании–2018 : материалы Международной научно-методической конференции. 23–30 апреля 2018 г. / ЧОУ ВО Центросоюза РФ «СибУПК». – Новосибирск, 2018. – 290 с.

 

. . . . .