Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Кейс-технология как метод овладения коммуникативными навыками говорения

Дата публикации: 2021-10-28 23:02:29
Статью разместил(а):
Сергиенко Лариса Андреевна

Кейс-технология как метод овладения коммуникативными навыками говорения

Автор: Сергиенко Лариса Андреевна

ОГБОУ «СОШ № 20 с УИОП г. Старого Оскола», Белгородская область

 

Аннотация: В данной статье рассматривается применение метода кейс-технологии и других упражнений разного уровня активизации для преодоления трудностей, возникающих на уроках иностранного языка при обучении говорению и помогающих овладению коммуникативными навыками говорения.

Ключевые слова: обучающие кейсы, трудности при обучении говорению, речевые ошибки, коммуникативные навыки.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

Говорение – это способ выражения мысли средствами языка, т.е. механизм превращения мысли в высказывание. Процесс оформления высказываний, с психологической точки зрения, проходит на 4 этапах:

· операция выбора слов;

· оформление модели ключевыми словами;

· оформление сообщения в соответствии с нормами и правилами языка;

· реализация высказывания.

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащимся использовать их в неученой речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Научить школьников говорить ‑ одна из важнейших задач обучения иностранному языку, ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности. Применение современных методов в образовательном процессе способствует развитию умения общаться на английском языке, т.е. способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся.

Обучение говорению предполагает развитие и учащихся навыков диалогической и монологической речи.

Для диалогической речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Обучение диалогической речи должно быть нацелено на развитие умений корректно использовать реплики реагирования, причем спонтанно, задавать вопросы разных типов, и логично отвечать на них, употреблять речевые клише согласно правилам речевого этикета, выражать просьбу, совет, согласие, отказ и т.д.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.  

Овладение коммуникативными навыками предполагает:

· использование интонационных моделей и ритмов, правильную постановку ударения в словах и предложениях;

· отбор подходящих слов и типов предложений в зависимости от аудитории, социальной обстановки, темы и ситуации;

· организацию мыслей в логической последовательности;

· использование языка бегло, с небольшим количеством пауз, как средство выражения суждений.

Часто на уроках развития навыков говорения  можно столкнуться с проблемой «молчания учеников». Эта проблема возникает из-за ряда трудностей, которые возникают в процессе обучения говорению:

· неумение правильно понять коммуникативную речевую задачу;

· недостаток языковых и речевых средств  для решения поставленной задачи;

· отсутствие умения использовать элементы повествования, описания, рассуждения с использованием фраз-клише;

· неумение правильно построить монологическое высказывание, содержащее вступление, средства логической связи и заключение;

· отсутствие способности выдержать в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.

Одним из методов обучения говорению является метод кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. Кейс-метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. 

Обучающие кейсы (case-study) делятся на следующие этапы:

Первый этап - это этап подготовки кейса или этап формулировки задания На данном этапе учащиеся выполняют следующие задания:

· подбор ассоциаций, подбор синонимов и антонимов;

· употребление настоящего продолженного и простого  времен английского глагола;

· умение задавать вопросы.

Второй этап - аналитический (начало обсуждения кейса). Цель этапа: проанализировать кейс и выработать решение:

Предлагаемые задания:

· распределение фраз-конструкторов (фраз-клише) и слов-связок согласно их цели использования;

· анализ сходств и различий, преимуществ и недостатков;

· аргументация своей точки зрения.

Третий этап - итоговый (презентация решений учащимися). Цель: представить и обосновать решение/выводы по кейсу.

Использование на уроках обучающих кейсов (case-study) значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса, усиливает роль творческой импровизации в ходе обучения.

В процессе обучения говорению при правильной организации работы с учащимися можно справиться с этими трудностями и добиться немалых успехов. Для этого применяются и должны применяться несколько разрядов упражнений разного уровня активизации, которые делятся на два типа:

Первый тип – языковые, тренировочные, подготовительные, предречевые, первичные, элементарные, некоммуникативные, «дриллы». Назначение таких упражнений (1 типа) – целенаправленная активизация языкового материала, результатом которой должен быть навык оперирования определенными фонетическими, лексическими и грамматическими элементами или целыми предложениями. Сущность этих упражнений в многократном и варьируемом повторении иноязычной формы, соответствующей заданному содержанию.

Второй тип – речевые, коммуникативные, ситуативные, синтетические, актуализированные, творческие упражнения.

Назначение таких упражнений (2 типа) – нерегулируемая, конкретно ненаправляемая активизация языкового материала в условиях речевой практики при решении коммуникативных и содержательных задач. Результатом такого рода активизации должна явиться речевая компетентность, операционная готовность включения в реальную коммуникацию. 

Очень важно сказать о психологических различиях между 1 и 2 типами упражнений. Направление всех выполняемых учебных действий можно охарактеризовать так: от упражнений, в которых внимание ученика направлено на языковую форму высказывания (1 тип - тренировочные), к упражнениям, в которых его внимание сосредоточено на содержании высказывания (2 тип – коммуникативные)

Тренировочные упражнения должны: носить тренировочный характер, под чем подразумевается повторяемость одних и тех же языковых элементов на материале каждого упражнения; носить обучающий характер и предупреждать речевые ошибки; быть рассчитаны на отработку какого-либо одного языкового явления; обеспечивать в качестве конечного продукта операции производство минимальной единицы речи – предложения.

Коммуникативные упражнения должны: сообщать ученикам информацию, поделиться которой может стать их реальной потребностью или учебным заданием; стимулировать продуцирование связной речи на основе их жизненного опыта и знаний; стимулировать выражение своего отношения к тому или иному событию.

 

Список литературы:

1. Беспаленко В.П. Слагаемые педагогической технологии – М.: Просвещение, 2001.

2. Минаев Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста? // Иностранные языки в школе № 6,1989.

3. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1999.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. М.: Академия, 2000.

. . . . .