Проблемный подход к обучению математике как способ активизации когнитивной деятельности
Проблемный подход к обучению математике как способ активизации когнитивной деятельности и развития креативных способностей учащихся
Автор: Камагина Наталья Петровна
МАОУ "СОШ № 12 им. В.П. Чкалова", г. Щелково
Анотация: В этой статье автор делится своим опытом применения проблемного метода обучения на уроках математики для интеллектуального развития учащихся, побуждая их к активному мышлению и укреплению познавательных интересов.
Ключевые слова: проблемное обучение, мышление, познавательный интерес, способы создания проблемы.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Технологии проблемного обучения давно не новы. Всем известно, что в теории М.Т. Махмутова, проблемное обучение есть тип развивающего обучения, в котором обьединяются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с освоением ими готових научных выводов; система методов построена с учетом цели и принципа познавательной самостоятельности учеников, стойкости мотивов обучения и умственных способностей в ходе освоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системою проблемных ситуаций. Кудрявцев Т.В. дал такое определение «Проблемное обучение основывается на создании, принятии и решении этих ситуаций учениками, в ходе совместной деятельности учеников с учителем при оптимизации самостоятельности первых и под управлением последнего.»
Концепция современного образования выделяет одну из ключевых компетенций - математическую компетенцию. Это культура логичного и алгоритмичного мышления; умение использовать математические методы для решения прикладних задач в разных сферах деятельности, способность к пониманию и использованию простых математических моделей. Умение строить алгоритм ее решения. Считаю, что использование проблемного метода обучения на уроках математики способствует развитию продуктивного мышления учащихся, формированию предметных и общих компетентностей, а так же умению использовать их в жизненых ситуациах.
Поэтому проблемный метод обучения в своей работе, считаю приоритетным, но ни в коем случае основополагающим.
Использование проблемного метода на уроках математики имеет свои особенности и осуществляется по следующему плану:
Подготовительный этап.
Учитель предполагает:
- Какой должна быть последовательность размышлений учащихся, что приведет к постановке проблемы;
- Чем проблема будет обусловлена;
- Когда эффективней всего провести подготовительную работу (до или после постановки проблемы);
Алгоритм работы:
1. Актуализация опорных знаний,учений путем целенаправленного повторения и обьяснения подготовительных упражнений на уроке.
2. Создание на уроке проблемной ситуации. Постановка цели урока в виде обучающей проблемы.
3. Осмысление, восприятие обучающей проблемы.
4. Постановка гипотезы, построение предположений о возможности решения проблемы.
5. Экспериментальное воспроизведение правильной гипотезы.
6. Теоретическое обоснование гипотезы, обобщение решения утверждения.
7. Закрепление усвоенного материала. Повторение и анализ процесса решения проблемы. Творческое использование добытых знаний.
8. Проверка качества и глубины усвоения учениками проблемного задания, проведение короткосрочных самостоятельных работ.
Суть проблемного обучения становится внутренним мотиватором, что побуждает детей искать новые знания и новые способы деятельности, а в руках учителя сильным инструментом влияния на них. Возникает противоречие между необходимостью в новых знаниях и знаниями, которыми обладает учитель, что способствует активизации познавательной деятельности учащегося и удержания стойкого интереса к предмету. В таком случае поиск новых путей выхода из проблемной ситуации для школьника, является основным механизмом развития его способностей и высоких психологических функций.
Предлагаю следующие варианты создания проблемной ситуации на уроках математики:
1. Через умышленное допущение ошибки учителем.
В понятии детей учитель - это компьютер, который никогда не может ошибиться. И они часто «слепо» копируют его решение.
Пример. Тема «Арифметические действия с десятичными дробами»
(х+5,5)-7,9=19,4
Х+5,5=19,4-7,9
Х+5,5=11,5
Х=6
Так как при провеке не сходится, дети решают проблему. После этого ученики внимательно следям за учителем. Результат- внимание и заинтересованность в течении урока.
2. Через использование интересных заданий.
Игра «Третий лишний» (игра индивидуальная).
Цель: проверка знаний математических понятий (математических; единиц измерения; геометрических и т.п.).
Материал: заранее заготовленные карточки со словами.
Ход игры: вычеркнуть слово, лишнее в ряду (не подходящее по смыслу). Выигрывает тот, кто быстрее вычеркнет лишние слова во всех строчках (обычно 5-6 строк)
Усложненный вариант: 1) ограничение во времени; 2) дать объяснение принципа выбора лишнего слова.
Например:
Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб, квадрат, треугольник (куб – объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не является геометрическим инструментом)
Алтын, пядь, пятак, четвертак (пядь не является монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является мерой объема, а не длины)
2. Создание проблемных ситуаций, связанных с жизнью.
Согласно российским законам заработок человека облагается так называемым подоходным налогом, который равен 13% зарплаты. Какую сумму в качестве подоходного налога должен заплатить человек, заработавший 12 000 рублей и сколько он получит «на руки»?
3. Решение проблемы через решение задач на внимание и сравнение.
Использую ребусы.
3. Решение задачи через разные способы решения одной задачи.
Решить задачу уравнением: На полке стояло несколько книг, после того как с неё сняли 8 книг, а затем положили 17, на ней стало 22 книги, сколько книг было на полке первоначально? (Решение задачи в теме «Уравнение» 5 класс).
А вчера второклассник решил задачу без уравнения. Давайте и мы решим по действиям.
4. Создание проблемной ситуации через выполнение небольших исследовательских заданий.
Итак, ребята, сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач.
Тема нашего урока: “Длина окружности”, запишите в тетради.
Давайте теперь вспомним основные элементы окружности.
Вспоминаем обозначения для диаметра и радиуса, обычно длину окружности, обозначают С. Как вы думаете, в каких единицах, она измеряется?
Какова связь между диаметром и радиусом? D=2R
Как вы думаете, от чего зависит длина окружности?
ГИПОТЕЗА: Длина окружности зависит от диаметра окружности (радиуса).
Сегодня на уроке мы докажем или опровергнем эту гипотезу.
3. Практическая работа в парах. Вычисление числа π.
Возьмите в руки круг. Проведите диаметры.
Измерьте линейкой диаметр. Результат измерений запишите в таблицу.
Как вы думаете, для чего нужна нить?
Измерьте нитью длину окружности, приложите к линейке, результат измерения запишите в таблицу.
Сравните диаметр и длину окружности. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Чем больше диаметр, тем больше длина окружности. Но во сколько раз?
Найдите отношение длины окружности к диаметру, и округлите до сотых.
Сравните результаты. Что интересного заметили?
Вывод: окружности у всех разные, а отношение длин к диаметрам почти одно и то же.
Исследование проведено.
Разнообразные проблемные ситуации не только помогают активизировать умственную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, память, внимание, но и повышают интерес к математике как науке, способствуют решению жизненных задач. Для того чтобы сохранить детскую заинтересованность и создать действительно современный урок, сэкономить время и сделать образовательный процесс ярче, обязательно сопровождаю проблемный метод с помощью информационных технологий, а именно элементов дистанционного обучения для дифференциации домашнего задания.
Результаты личного педагогического опыта свидетельствуют об:
- ожидаемом повышении мотивационно обучающей познавательной деятельности у учащихся;
- креативном использовании учениками знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики и в практической деятельности;
- отрабатывании учениками математических знаний, умений и навыков разного уровня сложности;
- нагляном переходе от формального заучивания до действий по поиску знаний через постановку предположений, их подтверждения или опровержения;
- сознательном использовании учениками навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемный метод обучения математике очень эффективный. При систематическом использовании влияет на интеллектуальное развитие и является важным способом пробуждения у детей активного мышления и эффективным стимулом развития и укрепления познавательных интересов.