Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование краеведческого материала на уроках английского языка

Дата публикации: 2021-11-29 14:33:13
Статью разместил(а):
Махневич Ольга Владимировна

Использование краеведческого материала на уроках английского языка

Автор: Махневич Ольга Владимировна

МБОУ «Шараповская СОШ Новооскольского района Белгородской области»

 

Аннотация: В статье описана роль краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в формировании патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств личности. Рассматривается реализация краеведческого подхода на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: патриотизм, культура, краеведческий материал, осуществление краеведческого подхода.

Тематическая рубрика: средняя школа, СПО.

 

Нет необходимости доказывать утверждение, что любое образование должно быть направлено на развитие чувства патриотизма, гордости за свою страну и её достижения. Изучение истории родной земли, культурных традиций и устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков любви к Отечеству и малой родине. Гордиться достижениями своей страны, ощущать личную значимость как представителя мощной державы, может лишь тот, кто знает её историю, понимает ценность культуры, внесшей весомый вклад в развитие мировой цивилизации во всех областях человеческого знания.         

Изучение иностранного языка играет исключительную роль в формировании чувства патриотизма и гордости за свою страну и культуру. Современные условия межкультурного взаимодействия в рамках глобальных мировых политических, экономических, социокультурных процессов требуют обучения иностранному языку в контексте родной и иноязычной культур. Именно умение достойно представлять родную культуру на иностранном языке, а не готовность рассказать о культуре стан изучаемого языка на этом языке, составляет основу социокультурной компетенции. Учащиеся должны уметь обсуждать различные проблемы с зарубежными сверстниками, приехавшими в Россию, пригласить в гости в свою школу, семью, познакомить со своим городом. Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта. 

Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе усвоенными с детства фактами и сведениями через призму иной культуры, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке. Методисты считают, что материалы о родной культуре существенно обогащают содержательную сторону общения и делают школьников интересными собеседниками для зарубежных партнёров в ситуациях межкультурного взаимодействия. Поэтому чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют обучающиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.

Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе. Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, позволяющей осуществлять иноязычное общение, происходит при опоре на различные области знаний: география, история, биология, музыка, литература. Реализация краеведческого подхода отражается во взаимодействии с предметами художественного цикла, с родным языком, с экологическим воспитанием.

Осуществление принципа школьного краеведения в иноязычном образовании предполагает:

- применение в учебном процессе материала по природе, культуре родного края как части мировой культуры;

- систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, установках, рекомендациях, организационных формах, подходах к обучению;

- организацию образовательной деятельности школьников, нацеленную на понимание жизнедеятельности в крае, на участие в решении проблем по развитию определенной территории стратегического и тактического плана, на сбережение достижений истории и культуры местного населения.

Учитывая значимость использования фактов родной культуры как основы воспитания любви к малой родине, краеведческий материал стал неотъемлемой частью содержания образования на моих уроках, благодаря чему у детей формируется потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке.  Дети и подростки учатся логично и связно рассказывать о культурных событиях своего края, села, о его экологии, публично выступать с подготовленным устным сообщением.

 В современных учебниках и рабочих тетрадях предусмотрены разделы, которые включают серию упражнений, направленных на развитие умения рассказывать о родной культуре на английском языке. Но проблема в том, что учащимся бывает проще рассказать подробно, например, о Великобритании или Лондоне, чем о своем крае. Мы можем найти краеведческую информацию на русском языке, но ученики сталкиваются с проблемой недостатка языковых средств при подготовке подобных заданий. Компенсировать этот недостаток приходится учителю, разрабатывая дидактические материалы, призванные обеспечить учеников информацией и заданиями на английском языке с учётом психологических особенностей разных возрастных групп, систематизировать работу с краеведческим материалом на уроках, создавать интерактивные презентации. 

Первоначально были проанализированы программы и предметное содержание учебно-методического комплекса, рассмотрены возможности включения краеведческого материала в урочную деятельность, разработано календарно-тематическое планирование с учётом использования краеведческого материала в структуре урока. Работа с краеведческим материалом может быть частью урока, этапом урока или отдельным уроком. Его можно применять при обучении всем видам речевой деятельности, а также при формировании и развитии языковых навыков. 

Приведу пример урока с включением краеведческого материала в учебный процесс для обучения чтению. Основа работы - текст «Gavril Lomakin», который был позаимствован из статьи Лобачёвой Н.П., опубликованной в журнале «Иностранные языки в школе» №5, 2012 год.

1) Учащиеся работают с лексикой.

Teacher: You know, children, there are a lot of famous people who were born and lived in Belgorod region. One of them is Gavril Lomakin. We’ll read the text about him.

Study the words:

a serf - крепостной

a count - граф

purposeful - целеустремленный

obstinate - упрямый

to dedicate – посвящать

2) Далее учащиеся выказывают свои предположения о содержании статьи (predicting). Читают текст с пониманием общего содержания.

Teacher: Do you think G. Lomakin was a serf? What kind of person was he?

What did he dedicate his life to? (to music, to people, to the country)

Let’s read the text and see if your predictions were right.

3) Затем следует чтение с извлечением заданной информации (reading for specific information).

Teacher: Split into groups. You’ve got graphic organizers. Scan the text and fill out a graphic organizer. Write dates for each event in time order from left to right. Add details along the line. Winners will get prizes.

Teacher: Now let's check. P1, read the dates. P2, read the details, please. Were your predictions correct?

4) Завершаем работу чтением с детальным пониманием текста.  

Teacher: Read the text more attentively. Find true and false sentences.

1. Gavril Lomakin was a master vocalist.

2. Gavril Lomakin couldn't get a good musical education because he was born in a serf family.

3. Gavril Lomakin sang in Sheremetiyev's choir.

4. A lot of schools gave him invitations because he was a talented teacher.

5. Gavril Lomakin headed a choir M. Glinka sang in.

6. The "Free Music School" helped people to play musical instruments.

Формированию у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры, способствует проектная методика. Детям нравится работать над проектом краеведческого содержания, собирать материалы по родному краю, знакомиться с флорой и фауной, обмениваться информацией, оформлять проекты в виде рефератов, докладов, диалогов, сочинений, переводов в стихах, рисунков, фотографий, устной газеты и журнала. Работа над проектом предполагает несколько этапов:

1. Работа над темой (овладение языковым и речевым материалом, активизация его в упражнениях).

2. Обсуждение тем проекта. Тема носит проблемный характер: «Как помочь природе?».

3. Формирование групп, распределение заданий: собрать фактический материал, найти иллюстрации из журналов, нарисовать плакат.

4. Сбор дополнительной информации.

5. Оформление проекта.

6. Презентация проекта.

7. Подведение итогов.

Учащиеся 7 класса используют полученные на уроках знания для рассказа о природе своего края.

Our village is situated in Novey Oskol District, on the river Belenkaya. Its territory is about 1400 square km. There are 17 villages in the district. It is rich in natural resources for building.  There is a nature reserve Stenki Izgorya in Novey Oskol district. It protects plants, animals and birds. It was founded in 1995 for people to enjoy the countryside. Badgers, foxes, wild boars, elks and other animals are protected there.

Семиклассники собирают сведения об экологических проблемах в своем селе, отмечают их на карте, проводят опрос среди взрослых и сверстников об их отношении к данным проблемам.

But there are still some eco problems in Sharapovka. The main ones are:

- rubbish problems;

- litter is not reused or recycled;

- killing forests;

- the air is poisoned by cars;

- there is less pure water;

- wild flowers disappear forever.

This map shows environmental problems. 83% of people are concerned about ecological situation.

Ученики предлагают свой план по улучшению экологической ситуации: Design posters. Pick up litter. Clean the spring. Plant some new trees.

Очень интересной является тема проекта в 6 классе «Жизнь в нашей стране 50 лет назад». Дети приносят на урок редкие фотографии, которые с моей точки зрения представляют ценность не только для отдельной семьи.

50 years ago my old house was very small. In the house were 3 small rooms. There was a living room, a kitchen and a bedroom. In the bedroom there was a small wardrobe opposite the door. There was a desk and two beds in the room. In the living room there was a sofa in the corner. There was a small armchair opposite the sofa. Above the armchair there were two pictures.  In the kitchen there was a small table and 4 chairs. The window was opposite the table. My house was small but very convenient.

Работа над проектом содержит большие трудности: обсуждение организационных вопросов, неизбежность языковых ошибок, недостаточность дополнительного материала на английском языке по различным темам, но приносит и положительные результаты: вызывает интерес, разнообразит урок, развивает способность к общению. Метод проектов создает исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Таким образом, изучение краеведческого материала является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам и культуре и дает возможность системного дополнения основных разделов курса личностно значимым содержанием.  Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Знание собственной культуры и ее ценностей является одним из средств самоопределения личности в поликультурном обществе, средств приобретения коммуникативных умений и навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия. Включение местной культуры в межкультурный контекст направлено на то, чтобы учащийся стал не просто носителем суммы краеведческих знаний и иноязычных умений, но и человеком с гражданской позицией, личностью, патриотом. Это та важная задача, решение которой должно и может осуществляться в процессе овладения иностранным языком в условиях общеобразовательных учреждений.

 

Список литературы:

1. Барышникова Ю.В., Вторушина Ю.Л. Использование активных форм работы на основе краеведческих материалов на уроке английского языка. // Иностранные языки в школе № 8, 2018.

2. Лобачёва Н.П. Урок-телемост «Music. The Belgorod RegionGreat Britain» для IX класса. // Иностранные языки в школе № 5, 2012.

3. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке. // Иностранные языки в школе № 5, 2011.

  

. . . . .