Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка

Дата публикации: 2021-12-01 15:04:24
Статью разместил(а):
Петроченко Елена Викторовна

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

Автор: Петроченко Елена Викторовна

МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа № 75 имени трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Кожедуба И.Н.» 

 

Аннотация: Данная публикация статьи предназначена для учителей английского языка, использующих в своей работе проектную деятельность.

Тематическая рубрика: средняя школа, СПО.

 

В рамках новых стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей обучающихся, на формирование личности, а также готовности к жизни в современном мире. В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход. 

Согласно ФГОС «системно-деятельностный подход предполагает:

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. При системно-деятельностном подходе ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной или исследовательской деятельности. 

Данный подход коррелирует с основой проектной методики - идеей о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конкретные дела всегда значимы. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения.

«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваивается лишь в том случае, если эту информацию мы нашли и проработали сами.

Суть проектной методики состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Она предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструированию новых объектов.

В условиях реализации ФГОС проектная деятельность учащихся приобретает особое значение. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Метод проектов  рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации  личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об уровне сформированности метапредметных умений обучающихся, которые в ФГОС определяются как важнейшие  результаты  обучения наряду с личностными  и предметными результатами. Использование школьниками английского языка в процессе работы над проектом существенно расширяет  возможности практического применения языка как средства получения новой информации, помогает критически её оценивать. Помимо этого формируются умения определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать  последовательность работы с ней и делать выводы.

По словам Полат, метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов, то есть проекта.

При использовании проектной деятельности на уроках ИЯ учащимся должны использовать имеющиеся у них опыт и знания, сформированные  иноязычные коммуникативные умения, а также овладеть новыми умениями (метапредметными), важными для познавательной деятельности в целом.

Таким образом, выполнение проектных заданий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности преследует несколько целей:

1. Сформировать у школьника понимание того, что изучаемый иностранный язык наряду с родным языком явдяется инструментом  познавательной деятельности, связанной с удовлетворением личных познавательных интересов, добыванием знаний в разных областях, с расширением своего лингвистического и общего кругозора путем поиска и обработки информации из доступных им источников.

2. Научить школьников взаимодействовать с партнёрами в процесе выполнения парных и групповых проектов с использованием  английского языка.

3. Обеспечить каждому участнику проектной работы дополнительную практику в английском языке в процесcе поиска  и обработки  доступной школьникам информации на иностранном и родном языке. [3] 

Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.

В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.

Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности является действенным средством развития метапредметных (коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных) образовательных результатов учащихся. Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения познавательной деятельности. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Проектная методика как способ организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время может быть использована  на всех этапах обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.

На уроках иностранного языка в начальной школе более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени, и они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока.

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе, такие, как, например, “My favourite animal”  “My mother”, “My birthday”, “My friend”, “Favourite food” и продолжаются  в третьем и четвертом классе. Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать.

Учащиеся начальных классов в силу психологических и возрастных особенностей еще не умеют организовывать и планировать свою работу самостоятельно. Именно этому учителя начальных классов и должны их научить. Проектная работа начинается с простых мини-проектов: нарисовать рисунок по теме, составить небольшой рассказ-описание этого рисунка или идеи, в него вложенной, составить коллаж. Также для младших школьников посильны и интересны проекты-наблюдения. Основой проекта является дневник наблюдений за явлениями природы, домашними питомцами, сменой времен года и т.д. Проекты-исследования способны увлечь младшего школьника. Для маленького ребенка исследование – это в первую очередь наблюдение за жизнью, самостоятельное открытие многих явлений, уже известных взрослым. Конструктивные проекты. Сюда относится изготовление материальных предметов, преимущественно на уроках труда. Экскурсионные проекты. Перед экскурсией обозначается и проговаривается план экскурсии, ученикам раздаются задания, что именно они должны найти, увидеть, услышать на этой экскурсии.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

2. Организация участников проекта.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Рассмотрим их подробнее.

1-ый этап – подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

Что касается организации участников проекта, сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. Делить на группы можно разными способами: по общности интересов, по интеллектуальной составляющей, по коммуникабельности, по заинтересованности проблемами (если для каждой группы предполагается решение принципиально разных проблем), по жребию. Например, если проект связан с погодой или временами года, ученикам предлагается вытянуть картинки с изображениями снежинки, цветочка, желтого или зеленого листика; если проект связан с путешествием в различные города, ученики выбирают билет с названием тура.

В некоторых группах ученики самостоятельно распределяют роли между собой, но иногда ученикам нужно помочь, объяснить, что более целесообразно, чтобы работу выполнял не один человек, и помочь распределить роли внутри группы.

Непосредственно выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу школьников, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». На данном этапе учитель ненавязчиво направляет деятельность учащихся.

Следующий этап – презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Конечный результат проектной работы, как именно будет выглядеть проект выбирает пока учитель, но иногда в ходе проекта конечный результат отличается от намеченного. Главное, чтобы работа групп, выполняющих разные задачи, в итоге слилась в одну картину.

После презентации проекта ученики должны оценить сами себя и свою работу. В этом возрасте это сделать сложно. Потому что желаемая оценка важнее оценки реальной. При анализе ученик учитывает лишь своё желание, а не действия, направленные на получение результата. Формированию правильной самооценки также должен научить учитель младшей школы. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки, которыми  школьники пользуются при оценке товарищей.

Задача учителя начальных классов в проектной методике – научить школьника как работать самостоятельно, использовать свою фантазию, подготовить доклад, взять интервью, разработать вопросник, отвечать перед публикой.

Для среднего этапа обучения предпочтительными являются проекты краткосрочные (1-2 урока) с открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта; следит, направляет и контролирует работу участников, при необходимости  организует отдельные этапы проекта  и деятельность отдельных учащихся. Проекты завершают работу над разделом учебника  позволяют  учащимся обобщить все изученное и обсужденное по данной теме. 

Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель ориентируется на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Работая над проектом, школьники учатся: 

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, справочников, в открытом  информационном пространстве, в том числе  контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме, ориентироваться на многообразие способов решения задач;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, учитывать разные мнения и интересы, формулировать   собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. [4]

Метод проектов – личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех. Проекты, которые  готовят учащиеся 5- 6 классов - Dream house, My future house, A family tree, Our pets, Seasons in our place, My school, English-Speaking Countries, London Zoo, Welcome to Chebula и другие, выходят за рамки предметных тем и  способствуют созданию широкой мотивационной  основы учебной деятельности, росту учебно-познавательного интереса к новому материалу,

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Организация проектной деятельности  во внеурочной деятельности отвечает также требованиям ФГОС и призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности, и саморазвития. В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Практика  показывает, что проектная методика во внеурочной деятельности является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации. Проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Таким образом, можно говорить о направленности данного метода на получения личностных, метапредметных м предметных результатов

В процессе проектной деятельности школьники  создают и мультимедийные презентации на английском языке. Работа над презентацией – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями и в данномслучаеот них требуется умения работать с  программами Microsoft Word, Microsoft Power Point. Под руководством  учителя работа над презентацией проходит в несколько этапов:

- определение темы, уточнение целей конечного результата, выбор рабочих групп, определение источников информации

- поиск необходимой информации, творческая переработка, выполнение презентации.

- защита своей работы.

В среднем звене обучающие готовят презентации лексической направленности, имеющие страноведческую тематику или связанные с их увлечениями, например, «Животные», «Спорт», «Королева Елизавета», «История одного города», «Наша школа», презентации, посвящённые Лондону, традициям и праздникам  англо-говорящих стран, «Кемеровской области», родному  поселку. 

Оформление презентаций - это процесс творческий, и дети имеют возможность проявить свои умения работать с различными  программами, используют различные шрифты, фотографии, рисунки, звук и даже видео. Всё это делает работу более привлекательной и значимой. Во время недели иностранного языка в школе проводится конкурс защиты проектов, и лучшие  работы были отмечены грамотами. Для конкурса английских песен учащиеся разных классов  не только исполнили любимые песни на английском языке, но и приготовили презентации об английских певцах и группах, чьи песни они представили.

Проект – «Наш край родной», был посвящён достопримечательностям нашего района и для участия в нём нужно было представить художественную фотографию и описание на английском языке. Демонстрация работ проходила в районном краеведческом музее.

В школе постоянно проходят мероприятия, посвящённые празднованию Дня Великой Победы. Мы регулярно проводим выставку работ учащихся, посвящённой этой дате – это могут быть рисунки,  газеты, презентации. В 2015 году  мои ученики принимали  участие  во всероссийском конкурсе День Победы, организованным издательством «Просвещение». В одной из работ ученица рассказывала  о своем прадедушке, в другой презентации был представлен материал о героях-земляках, участниках ВОВ. Участие в подобной деятельности способствует формированию таких личностных, метапредметных и предметных результатах, как воспитание  патриотизма, любви и уважения к Отчизне, чувство гордости за свою Родину, знание  культуры и прошлого своего края, формирование  мотивации изучения ИЯ, и стремления к самосовершенствованию в ИЯ. В области метапредметных результатов у ученика формируется развитие компетентности в области использования тнформационно-коммуникационных технологий, умение  адекватно и осознанно  использовать речевые образцы в соответствии с задачей, развиваются навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информацией, её обобщение и фиксация.

Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

- прочное и глубокое усвоение знаний;

- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

- высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

- умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

- сплочение детского коллектива;

- мотивация коллективных достижений.

Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Целесообразно направлять деятельность учеников, учитывая их интересы, потребности, способности и индивидуальные особенности, что отражает дифференцированный, личностно-ориентированный подход, который ставится во главу угла в ФГОС. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.

Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя.

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.  Педагогика №4, 2009. 

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М: Издательство «Арти-Глассо», 2017г.

3. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка». ИЯШ №2 2000г.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ. – М.: Издательство «Просвещение», 2016г.

 

. . . . .