Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Выявление способности к языкам и формы работы с одаренными детьми

Дата публикации: 2021-12-05 11:59:20
Статью разместил(а):
Махневич Ольга Владимировна

Выявление способности к языкам и формы работы с одаренными детьми

Автор: Махневич Ольга Владимировна

МБОУ «Шараповская СОШ Новооскольского района Белгородской области»

 

Аннотация: В статье автор рассматривает понятия «языковые» и «лингвистические» способности, подчеркивает необходимость выявления одарённых детей и описывает возможности учителя развивать у своих учеников имеющиеся у них способности.

Ключевые слова: способности к иностранным языкам, выявление одарённости, развитие способностей.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Вопрос о потенциальных способностях человека освоить иностранный язык остаётся неизменно актуальным. Исследователи придерживаются различных позиций по данному вопросу. Некоторые учёные полагают, что никаких специальных способностей к овладению языком не существует, способность усваивать язык является врождённой (А.А. Леонтьев). Действительно, попав в языковую среду, самый, казалось бы, неспособный человек достаточно успешно овладевает иностранным языком. В живописи или в музыке это вряд ли возможно.

Но, с другой стороны, врождённые способности не у всех одинаковы. Если способность обучаться языку свойственна всем людям, то скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации зависят от индивидуальных качеств, которые тоже являются по большей части врождёнными, но есть далеко не у всех. Таким образом, ряд теоретиков считает необходимым выявлять общую одарённость.

Понятие «одарённость» изучается в рамках физиологии, генетики, биологии, психологии, психолингвистики и других научных направлений. Психофизиологические исследования показали, что у людей, обладающих языковыми способностями, повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Определённые особенности структуры мозга зафиксированы и при исследовании группы профессиональных переводчиков. Подобные результаты дают учёным основание для поиска ответа на вопрос, почему одни люди способны на что-то, а другие нет.

Отечественные и зарубежные исследователи считают необходимым различать понятия «языковые» и «лингвистические» способности. По определению А.Н. Леонтьева, «языковая способность есть совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива». Как показывает анализ литературы, определён ряд специальных способностей, которые позволяют быстрее и легче усваивать языковой материал. Данные способности дают возможность достичь таких высоких результатов в учении, каких не достигнуть простым прилежанием.  Назовём некоторые из них:

1. Фонематический слух - способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин).

2. Хорошая память. У разных людей в разной степени развита зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная, эмоциональная и другие виды памяти, что влияет на процесс освоения языка.

3. Хорошие компенсаторные умения – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации, например, способность использовать языковую или контекстуальную догадку для раскрытия значения незнакомых слов.

4. Способность к антиципации – умение в той или иной мере предугадывать развитие различных событий, результатов действий, явлений.

5. Индуктивная способность – способность видеть и выводить правила. При развитой индуктивной способности человек может усваивать язык, переходя от частного к общему. Поняв какое-то правило на конкретном примере, он логически переносит этот частный случай на другие схожие ситуации, расширяя таким образом свои возможности понимания и говорения.

Перечисленные специальные языковые способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность его использования в процессе коммуникации. Языковая способность присуща всем, но в разной степени.

Лингвистические способности также являются врождёнными, но свойственны далеко не всем. Лингвистическая одарённость представляет собой специфический вид одарённости, состоящий из множества компонентов способностей и задатков.  Они включают в себя два основных аспекта: особенности умственной деятельности человека (развитое словесно-логическое мышление) и так называемое «языковое чутьё». «Языковое чутьё» проявляется в способности узнавать и классифицировать морфологические явления, решать орфографические задачи еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Лингвистически одаренный ребёнок применяет свои способности не только к родному языку, но и переносит свои умения на иностранный язык. Поскольку такие способности являются врождёнными, важно учитывать это обстоятельство, осуществляя личностно-ориентированный подход.

В процессе обучения учителю необходимо поддержать развитие познавательных потребностей ребёнка: в младших классах - его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности. Перед нами встают две задачи: установить уровень способностей и их разнообразие у каждого ребёнка, а также уметь правильно осуществлять их развитие.

Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. Основой для выявления одарённых детей остается урок, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания с выходом за рамки изучения традиционных тем и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Для выявления одарённых детей учитель английского языка может использовать специальное тестирование, определяющее уровень их знаний, умение ориентироваться в языковой среде, используя догадку по контексту, по корням и суффиксам слов. Как правило, у одарённых детей проявляются: высокая продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания.           

Среди основных подходов к развитию способностей детей к иностранному языку на уроке можно назвать индивидуализацию и дифференциацию обучения, применение элементов альтернативных методик, использование активных методов обучения (проекты, драматизация), творческих и конкурсных форм работы. При коммуникативном подходе в обучении иностранному языку учащиеся развивают умения адресовать свое сообщение, привлечь внимание собеседника, предложить свою помощь, слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит. Указанные способности формируются при наличии определённых качеств личности и, в свою очередь, являются основой для развития таких качеств, как дружелюбие, любознательность, порядочность, открытость, толерантность.

Важным фактором, влияющим на выявление скрытых способностей, является система внеклассной работы, основными формами которой являются предметные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, проекты по различной тематике, ролевые игры, участие в конкурсах. Само участие в конкурсе, а при упорстве и определенном везении, статус победителя и призёра отвечают потребностям ребёнка.

Олимпиады также призваны решать задачу выявления и создания условий для развития одарённых детей. В рамках Всероссийской олимпиады школьников ставятся такие задачи как:

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к иностранному языку, научно-исследовательской деятельности в области лингвистики;

- пропаганда научных знаний среди молодежи;

- создание условий для поддержки одарённых школьников.

Всероссийская олимпиада школьников рассчитана на талантливых и высокомотивированных детей, однако, в большинстве случаев, объектом оценивания на олимпиадах становится уровень владения языком. Для получения статуса призёра или победителя олимпиады имеет значение степень сформированности грамматических навыков, индивидуальный лексический запас, умение понимать текст. Другими словами, участнику требуется применить знания, полученные в процессе обучения.

Конечно, чтобы добиться успеха в какой-либо области, нужны определённые знания. Нельзя стать великим музыкантом, не освоив сольфеджио, какими бы музыкальными способностями человек ни обладал. Вовлекая ребёнка в тот или иной вид деятельности, нам необходимо представлять, что мы хотим выявить: природные задатки или объём накопленных знаний.

Если нас интересует лингвистическая одарённость (генетически заложенные способности), следует предложить такие задания, которые требуют сообразительности, а не демонстрации языковых умений и навыков. Например, в какой паре слова связаны по смыслу не так, как в остальных?

Солить - соль; красить – краска; клеить – клей; рисовать – рисунок; пудрить – пудра.

Цель обучения одарённых школьников та же, что и для всех других категорий учащихся: воспитание независимой, уверенной в себе, компетентной личности, которая хорошо ладит с другими людьми и самостоятельно справляется со всеми задачами. Выявление нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных неординарно решать поставленные задачи детей является одной из приоритетных задач развития современного общества. Работа в данном направлении нацеливает деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одарённой личности. 

 

Список литературы:

1. Василевич А.П., Кудинова И.М. Тождественны ли понятия: лингвистическая одарённость и языковая одарённость? // Иностранные языки в школе № 2, 2020.

2. Горлова Н.А. Специфика развития навыков и умений в ходе овладения учащимися речевой деятельностью на иностранном языке // Иностранные языки в школе № 3, 2013.

3. Игна О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник ТГПУ. – 2012. №10.

 

. . . . .