Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мониторинг ключевых компетенций в работе преподавателя права

Дата публикации: 2021-12-08 20:38:46
Статью разместил(а):
Бахман Анжела Равильевна

Мониторинг ключевых компетенций в работе преподавателя права

Автор: Бахман Анжела Равильевна

ГАПОУ КК КИТТ,  г. Краснодар

 

Аннотация: На современном этапе у педагога требуют отслеживания развития компетенций у учащихся. В данной статье автор раскрывает особенности мониторинга ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе преподавателя права.

Ключевые слова: мониторинг, ключевые компетенций, виды учебных универсальных действий. 

 

Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Он входит в сущность технологичного построения учебного процесса.

Специфика технологичного подхода состоит в том, что учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов;

подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

• заключительная оценка результатов.

Таким образом, особенность технологического подхода состоит в том, что все ученики как участники этого процесса должны иметь одинаковый результат в усвоении знаний.

При создании оптимальных условий обучения (правильной организации обучения и снятии жестких временных рамок), согласно исследованиям Б. Блума и Дж. Кэрролла, около 95 % учащихся могут полностью усваивать все содержание учебного материала (5% - малоспособные, 5 % - одаренные, 90 % - обычные учащиеся).

Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на чётко определенные цели. Поэтому, прежде всего, центральной проблемой для педагогической технологии является постановка целей и целевая ориентация обучения.

В мониторинге учтены психолого-педагогические особенности возраста. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Это период психологического самоутверждения личности, формирование ценностных установок. Игровые, дискуссионные методики, групповые формы работы способствуют творческому самовыражению подростка, удовлетворению его потребности в достойном положении в коллективе сверстников:

• продуктивность индивидуальной работы;

• решение задач;

• уровень ценностного реагирования;

самостоятельность ценностного суждения.

Мониторинг как самостоятельная функция управления образовательным процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и операциональном отношениях.

Аспекты мониторинга.

• В системе «учитель - ученик».

• В системе «образовательное учреждение - учитель».

• В системе «управление (департамент) образования - образовательное учреждение».

Каждый из этих аспектов раскрывает технологию управленческой деятельности, которая характеризует высокое качество образовательной деятельности ученика, учителя, администрации образовательного учреждения, органов управления образованием.

На современном этапе у педагога требуют отслежевания развития компетенций у учащихся.

ФГОС общего образования рассматривает компетентность, как новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. И, как объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Как в 60-х годах XX в. было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее и трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности человека.

Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:

1. Учебно-познавательная компетенция обеспечивает самостоятельную логическую, методологическую и общеучебную познавательную деятельность учащегося, его функциональную грамотность, овладение креативными навыками продуктивной деятельности.

2. Информационная компетенция дает возможность учащимся при помощи современных средств коммуникаций и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта.

3. Коммуникативная компетенция позволяет ученику овладеть различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыками самопрезентации и работы в группе.

4. Социально-трудовая компетенция обеспечивает овладение учащимися знаниями и первичным опытом в гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности, способствует успешному профессиональному самоопределению. Она может быть конкретизирована как компетентность в области общественно-политической деятельности: реализация прав и обязанностей гражданина; и как компетентность в склонностей и возможностей, ориентация в сфере рыночных отношений, трудового законодательства, знание норм трудовой коллективной этики и так далее.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.

В основу мониторинга положено отслеживание деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориенационной составляющих образованности.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности отслеживается как способность учащихся к эффективной групповой работе, созданию и представлению результатов индивидуальной творческой работы. По результатам мониторинга можно судить об уровне сформированности учебно-познавательной и коммуникативной компетенций учащихся.

Ценностно-ориенационная составляющая образованности отслеживается как способность к восприятию правовых ценностей и адекватному реагированию на них, проявляющихся в собственных оценочных суждениях и построению своей деятельности на их основе. По итогам мониторинга можно выяснить степень овладения учащимися социально-трудовой компетенцией.

Эффективность групповой работы оценивается как посредством педагогического наблюдения за участием каждого совместной деятельности, так и по результатам взаимной оценки работы друг друга участниками группы.

Продуктивность индивидуальной работы хорошо видна и в предварительной подготовке к ролевым и деловым играм, и в оформлении результатов деятельности группы.

Восприятие ценностей и реагирование на них удается отследить как в групповой работе, так и в индивидуальных творческих правовых проектах:

• по количеству и качеству оценочных суждений, высказываемых учащимися,

• по уместности применения оценки в учебной деятельности,

• по отношениям, которые устанавливаются как в внутри группы при работе над учебной проблемой, так и между группами при обсуждении результатов группой деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Виды учебных универсальных действий: личностные; регулятивные, включая действия саморегуляции; познавательные, включая общеучебные и логические; знаково-символические; коммуникативные.

Также качества знаний можно рассмотреть по следующим характеристикам: полноту (определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящих в школьную программу), глубину (совокупность осознанных знаний об объекте), систематичность, системность, оперативность (определяется числом ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание), гибкость (определяется быстротой нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций), конкретность, обобщённость.

Качества знаний характеризуются также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью и прочностью. Все качества знаний взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т.к. не подменяют друг друга.

К объективным знаниям относятся: полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость знаний.

К субъективным знаниям: гибкость, свернутость, осознанность и прочность.

Все эти характеристики можно рассматривать как критерии диагностики правовых универсальных умений учащихся.

  

. . . . .