Организация работы по подготовке конкурсного сочинения
Организация работы по подготовке конкурсного сочинения
Автор: Петрова Наталья Анатольевна
МБОУ «СОШ № 102», г. Новокузнецк
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как организовать работу над конкурсным сочинением.
Ключевые слова: конкурсное сочинение, литературные конкурсы, написание сочинения.
Коллеги, как часто нам, филологам, приходится участвовать в литературных конкурсах. Я хочу поделиться своим педагогическим опытом в написании сочинений.
Например, в конкурсе литературных работ «Перо жар - птицы» в номинации «Литературная проза» необходимо было написать сочинение о красоте зимней природы родного края. Не секрет, что откликнувшихся немного, а попробовавших себя еще меньше… Поэтому начала работать с двумя учениками. Ими оказались ребята, у которых дачный участок расположен недалеко от города, добираются они туда по одной дороге. Выход найден – съездить вместе! Но сначала проводим время в электронной библиотеке и находим сведения о географическом положении, истории названия. Заодно знакомлю ребят со словарем, автором которого является учитель, а рецензентом кандидат филологических наук, который был куратором моей группы в пединституте. Рассказываю об этом человеке и его работе, вспоминаю годы учебы, преподавателей. Появляется вступление к сочинению (публикую лучшую работу, автор которой стал победителем):
Дорога в Карлык … Родная и знакомая до мелочей в любое время года.
Карлыком шорцы, коренные жители Кузнецка, называли многочисленные небольшие речки в бассейне верхней Томи. Характерной особенностью этих рек являлась очень чистая вода, она была очень холодной даже в жаркие летние дни. Название образовано от шорского КАРЛЫК – «снежный» или «чистый». Эти сведения я узнал в Кратком топонимическом словаре Кемеровской области, автором которого является В.М.Шабалин, учитель средней школы, а рецензентом А.И.Чудояков, кандидат филологических наук.
В Карлыке у нашей семьи дача. Для многих дача – земельный участок с посадками, а для нас – отдых и наслаждение. Зимой – особенное. Мы до дачи добираемся на своей машине.
Мы с ребятами едем на автобусе, а я их расспрашиваю о поездке с родителями. Вместе любуемся рекой Томь, я им раскрываю значение неизвестных слов (забереги), выражений (походочка, как в море лодочка). Выходим на остановке, где есть подход к реке и наблюдаем за утками, кормим их, удивляемся, как ловко они прячут свои лапки под живот и лежат на снегу. Уже после поездки узнаем в энциклопедии, почему утки не мерзнут. Так появляется начало основной части работы.
Только заканчиваются городские многоэтажки, дорога идет вдоль реки. Здесь Томь широкая, с островками посередине. У заберегов покрыта ледком, на который выпрыгивают утки, зимующие у нас, на юге Кемеровской области. Они чувствуют себя хозяевами. Зимой моторные лодки не плавают, люди не купаются, значит, им – простор! Они ныряют, как моржи в ледяную воду, а затем появляются с рыбкой в клюве, выходят на берег качающейся походкой, как моряки, и съедают свой обед. Можно спуститься к берегу и покормить уток. Лапки у птиц мерзнут на снегу, поэтому они подбегают на близкое расстояние, потом прячут свои красные ножки под крылья и ложатся тельцем на снег. Жира на животе у них много, да еще перья плотные, поэтому не холодно. И вот так они ловят из рук хлеб или мойву и тут же лакомятся.
Еще в автобусе обращаю внимание на другую сторону дороги, где высятся скалы. Находим определения к ним, метафоры. Спрашиваю об эмоциях (страшно). Все наблюдения находят свое место в продолжении сочинения.
Томь – справа, а слева – отвесные скалы! Снег на выступах лежит шапками, того и гляди, что камни посыплются на дорогу… Страшно! Но великаны неподвижны века, лишь ветер сносит с них шапки, а они до следующей бури стоят оголенные.
После кормления уток мы перешли дорогу и оказались в лесу. Ребята сами могут отличить сосны от кедров, елей. Это, конечно, заслуга родителей, которые, купив дачу в тайге, рассказывают детям о растительности, птицах, насекомых, зверях… Моя задача заключалась в том, чтобы подобрать изобразительно-выразительные средства для увиденных предметов и явлений.
Совершенно неожиданно скалы сменяются горами, покрытыми хвойным лесом. Какие сосны и кедры в нашей тайге! Высокие, стройные, гордые красавцы-деревья! Чуть поменьше ростом – разлапистые ели! Как в сказочном волшебном лесу. Кажется, отведешь в сторону огромную лапу, и через сугроб снега, скатившийся с нее, увидишь 12 месяцев у костра! Потому что полянки фантастические: серединка ровная, по краям на пеньках, как на грибочках, снежные шляпы, а если есть поваленное бревно, то так изумительно тонко поработали с ним ветер-мастер и подмастерье снежок, что веточки и сучья превратились в резные царские ворота.
На наше счастье застучал дятел по сосне, и ребята начали вспоминать, каких еще птиц они видели. Один из учеников написал четверостишие о свиристелях (оно потом легло в основу стихотворения для конкурса), другой по приезде домой нашел стихотворение кузбасского поэта и выбрал строки для своей работы.
Вдруг – стук! Потом еще и еще. Поднимешь голову вверх, а по дереву стучат дятлы. От шума с ветвей слетают на поляну синички и снегири. Это красногрудые красавцы, которых наш земляк, поэт Валерий Локтев, назвал «флагами»:
Снегири мои, снегири,
Красногрудые флаги зимы,
Гости нашей кузбасской земли,
Поживите у нас до весны.
На снежной перине остаются следы этих маленьких птичек. Они смешно подпрыгивают, стараясь опередить друг друга, чтобы поднять слетевшее с дерева семечко сосны или ягодку рябины, калины. Ведь до них сюда прилетали свиристели и сбросили немного с кустов. Вообще, красная ягода – украшение ледяного безмолвия. Все замерзшее: земля, воздух, небо, даже солнце в ледяной оболочке светит и не греет, а калина, рябина – яркие бусы.
Несколько раз удалось нам увидеть сов. Видимо, от наших шагов, разговора, движения лесных жителей они пугаются и перелетают с дерева на дерево. Представляете, какой огромный размах крыльев у этой птицы! Она всего лишь оттолкнулась от ветки, а снежный водопад с сосны может накрыть человека.
Так про сову рассказал ученик, он за ее полетом наблюдал осенью, когда с отцом ходил за грибами. Осталось написать заключение. Мы недолго были в поездке, все-таки холодно зимой в Сибири, но дети были так возбуждены, наперебой предлагали темы будущих работ и очень радовались полученным впечатлениям.
Недаром это место назвали снежным и чистым. От чистого воздуха кружится голова, от родниковой воды и ослепительно белого снега пробуждаются силы и радость в душе. Это моя Родина!
Потом обработка материала, печатание в соответствии с требованиями, это тоже занимает время, но в будущем затраты окупятся, эти дети станут участниками будущих конкурсов и агитаторами в школе. Кстати, Грамоты за победу вручаются на линейке, а победители зачитывают свои работы сверстникам. Надеюсь, что кого-нибудь увлекла своей работой.