Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Опыт изучения художественного произведения в его исторической и культурной обусловленности

Дата публикации: 2021-12-27 23:44:40
Статью разместил(а):
Сапунова Марина Вениаминовна

Опыт изучения художественного произведения в его исторической и культурной обусловленности

Автор: Сапунова Марина Вениаминовна

МБОУ «Гимназия № 13», г. Ульяновск

 

Аннотация: В этой статье на примере анализа рассказа А.Г. Алексина «Безумная Евдокия» автор рассматривает проблему формирования у учащихся умения включать в исторический и культурный контекст эпохи изучаемое на уроке художественное произведение. Статья предназначена для учителей русского языка и литературы.

Ключевые слова: исторический контекст, культурный контекст, культуроведческое прочтение.

Тематическая рубрика: средняя школа. 

 

Современный урок литературы – это литературоведческое и культуроведческое прочтение изучаемого произведения. В соответствии с требованиями ФГОС СОО учащийся должен овладеть «навыками литературоведческого исследования историко–теоретико-литературного характера» и научиться «давать историко-культурный комментарий к тексту произведения». Однако анализ ответов учащихся на уроках литературы, анализ их творческих работ говорит о том, что они затрудняются связать анализируемое произведение с историческим и культурным контекстом эпохи. В качестве фонового материала они приводят отдельные исторические события или факты жизни писателя, но не всегда могут показать глубинную связь мировоззрения автора и героев с духовно-нравственными ориентирами эпохи. 

Изучение произведения в историко-литературном контексте создает условия для достижения такого предметного результата, как умение «обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения)». Это достигается через технологию развивающего обучения, которая предполагает самостоятельность учащихся в освоении историко-культурного материала.

Рассмотрим пример историко-культурного анализа рассказа Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». История отношений девятиклассницы Оли с ее классным руководителем и одноклассниками вызывает интерес у учащихся, хотя рассказ написан более сорока лет назад. Читатели спорят о том, кто виноват в драматическом разрешении конфликта между героями. Характер конфликта определяется по-разному. Представляется интересной возможность рассмотреть этот конфликт как ценностный, когда истоки его кроются в разной системе ценностей его участников – представителей разных поколений.

Цель урока – создать условия для самостоятельного определения обучающимися причин конфликта между героями и выхода на разговор о формирующих поколение ценностях, в том числе и вечных.

Исследование текста происходит через создание проблемной ситуации. Главный проблемный вопрос, на который нужно найти ответ, следующий: в чём причина конфликта и были ли иные пути его разрешения? 

На уроке учащимся предлагается ряд вопросов, предполагающих поэтапное исследование проблемы с использованием приёма "совместного поиска", который открывает возможность для организации групповой работы. Проблемные вопросы предлагаются учителем для каждой группы на этапе постановки учебной задачи.

· Почему для автора важно точное указание на возраст героев? 

· Каков характер конфликта в рассказе?

· Возможно ли иное разрешение конфликта?

· Кого можно считать главным героем произведения и почему?  

· Почему рассказ о событиях ведётся от лица отца Оли?

· Как вы понимаете финал рассказа?

На этапе решение учебной задачи учащиеся, работая в группах, выбирают те эпизоды в рассказе, которые помогут её решить. Они видят конфликт отцов и детей и определяют, что герои принадлежат к разным поколениям: Евдокия Савельевна принадлежит к военному поколению, родители Оли – представители поколения «шестидесятников», носители идеалов эпохи «оттепели», а личность Оли формируется в 70-е годы, в «эпоху застоя». Опираясь на знания из истории нашей страны, анализируя мотивы поступков героев, учащиеся делают вывод о том, что во многом именно эпоха формирует личность человека и его систему ценностей.

Для родителей Оли и для неё самой одной из важнейших нравственных ценностей является возможность реализовать себя и добиться личного успеха. Поэтому их обижает то «равнодушие», которое, по их мнению, проявляет классный руководитель к успехам их дочери.  

Для Евдокии Савельевны главное в жизни – человечность, коллективизм. Ценности эти проверены войной. «Все вместе, а она — в стороне», «жить только собой — это полбеды, гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы»,   «тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество» – вот то, что тревожит учителя в поведении Оли.

На основе анализа текста учащиеся составляют список тех нравственных ценностей, которые важны для героев рассказа, сравнивают их, делают вывод, что непреходящие ценности являются основой, на которой строится взаимопонимание между людьми. Для Оли важны личный успех, возможность самореализации. Однако талант, личный успех являются ценными и для Евдокии Савельевны. Но герои воспринимают успешность по-разному: для Оли важен талант художника, для Евдокии Савельевны – талант человечности; успех, возможность самореализация ценны для Оли только в творческом и личном плане, для Евдокии Савельевны любая сфера человеческой деятельность – это возможность реализовать себя. Она твёрдо убеждена в том, что успех одного невозможен без поддержки многих. Только общими усилиями удалось спасти раненых бойцов во время войны. А разве достижения Оли были бы возможны без поддержки её родителей, помощи педагогов в художественной школе? Обсуждение и сравнение шкалы ценностей героев произведения приведут учащихся к выводу, что у героев были точки соприкосновения, это помогло бы им начать диалог, избежать конфликта, если бы обе стороны проявили терпимость и понимание.

Отношение к жизни классного руководителя сформировано войной. Она преподаёт не столько историю, сколько её уроки. Евдокия Савельевна знает, что и мирная жизнь может испытывать человека. А может ли он рассчитывать на помощь, если людей около себя не замечает и их не ценит? Поэтому классный руководитель не может делать вид, что эгоистичное отношение девочки к людям её не касается.

Родители Оли тоже знают уроки войны, но сформировалось их отношение к жизни в другое время, живут они иными нравственными категориями. Вместе они счастливы, и в какой-то мере Евдокия Савельевна виновата в драматическом разрешении конфликта. Именно она создает такую ситуацию, когда эгоизм Оли проявляется в полной мере, именно учитель невольно провоцирует девочку на роковой поступок: зная характер Оли, её стремление быть первой любой ценой, классный руководитель могла бы просчитать возможные последствия. Ответ на вопрос, кто является главным героем произведения, останется в таком случае открытым, потому что обе героини связаны с драматическим разрешением конфликта. Не случайно А.Г. Алексин сначала назвал свое произведение «Оленька», а потом изменил его на другое – «Безумная Евдокия».

Особого разговора, на наш взгляд, заслуживает образ рассказчика – отца Оли. Есть огромная доля его личной вины в случившемся. Поколение эпохи оттепели наслаждалось ощущением свободы и в какой-то момент присвоило себе право не только изучать уроки истории, но и судить своих отцов, не всегда понимая их выбор. Не у отца ли Оля переняла манеру иронизировать, рифмуя свои замечания, высмеивая то, что было ценным для окружающих? Читая финальные строки рассказа, учащиеся понимают, рассказчик не только даёт оценку событиям, но и анализирует свои ошибки.  

На этапе подведения итогов, учащиеся отвечают на главный проблемный вопрос: возможно ли было избежать драматического разрешения конфликта? О чём говорит финал произведения? Он остаётся открытым: нет однозначного ответа на поставленный в начале урока вопрос. И именно это даёт возможность продолжить разговор о нравственных ценностях поколений и о вечных, вневременных нравственных законах.

На мой взгляд, историко-литературная и культурная интерпретация рассказа А.Г. Алексина «Безумная Евдокия» создаёт условия для достижения такого личностного результата, как «сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности». 

Изучение художественного произведения в его исторической и культурной обусловленности в свете требований ФГОС СОО предполагает формирование  у обучающихся представления о глубоком проникновении фактов истории и культуры в художественную ткань произведения.

 

Список литературы:

1. Алексин А.Г. Третий в пятом ряду: повести: [для детей старше 16 лет] / Анатолий Алексин; худож. Е. Медведев.– Москва: Детская литература, 2016.– 350, [2] с. : ил., портр. – (Школьная библиотека).

2. Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методика лингвистического анализа художественного текста: (Метод. пособие) / Н.С. Болотнова. - Томск: UFO-Press, 2002. - 64 с.

 

. . . . .