Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Трудности при выполнении заданий по теме "Паронимы"

Дата публикации: 2020-02-27 15:07:46
Статью разместил(а):
Горпынич Нелли Олеговна

Трудности при выполнении заданий по теме «Паронимы»

Автор: Горпынич Нелли Олеговна

ГБОУ «Школа № 1330», г.  Москва

 

Аннотация: В работе проведено исследование такого явления в русском языке, как паронимия. Желание помочь учащимся при подготовке к ЕГЭ и повысить их грамотность и речевую культуру.

Ключевые слова: паронимы, омонимы.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Выполняя 5 задание в тесте ЕГЭ  часто учащиеся не знают, как правильно выполнить задание. Важно учащимся знать, что паронимы - это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями. 

Основной причиной появления паронимов служило постоянное стремление человека расширить, ярче отразить существующие в мире явления. Называя по-новому дополнительный признак, явление или действие, человек использовал вновь образованное с помощью суффиксов или приставок слово. Появление паронимов относится к внутриязыковым процессам. 

По сходству произношения слова-паронимы сближаются с омонимами, однако отличаются от последних следующими признаками. Во-первых, паронимы имеют разное написание. Во-вторых, слова-паронимы никогда не имеют полного совпадения в произношении.   

При разграничении паронимов и синонимов следует иметь в виду, что расхождение в значениях паронимов обычно настолько значительно, что замена одного из них другим невозможна. Смешение паронимов приводит к грубым лексическим ошибкам. 

Умелое употребление паронимов помогает человеку  правильно и точно выразить мысль. 

Классификация паронимов.

С учетом особенностей паронимы бывают по структуре: 

- Приставочные паронимы - паронимы, имеющие разные приставки. Например: обсудить - осудить, одеть - надеть. 

- Суффиксальные паронимы - паронимы, имеющие разные суффиксы. Например: ледовый – ледяной. 

- Финальные паронимы - паронимы, отличающиеся окончаниями, а также конечными буквами. Например: адресат - адресант. 

По значению: 

- Полные (абсолютные) паронимы - паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия. Например: восход   - всход. 

- Неполные паронимы - паронимы, в которых наблюдается неполное разделение объёма значений, что вызывает их сближение. Например: комический - комичный. 

- Частичные паронимы - паронимы, различающиеся местом ударения, характеризующиеся общностью смысловых понятий и возможным совпадением сочетаемости. Например: героический подвиг - геройский подвиг. 

Ошибки в употреблении слов-паронимов: говорящий стремится передать свою мысль точно, подбирая подходящие по смыслу слова, но паронимы имеют одинаковое ударение, поэтому говорящему их легко спутать, тем более что они почти всегда близки по значению и отличаются лишь тонкими смысловыми оттенками и лексической сочетаемостью.

Нарушение лексической нормы часто происходит при употреблении паронимов. Ошибки заключаются в неразличении в речи слов-паронимов. Например, нередко можно услышать: Не забудь одеть шапку! (правильно: надеть).  

Для того, чтобы избежать ошибки в употреблении слов-паронимов необходимо: 

- использование в речи только тех слов, значение которых точно знаете; 

- запоминание значения новых слов; 

- делать анализ смысловых частей слов в связи с тем, что значительная часть созвучных слов - производные; 

- чтение литературы и постоянные языковые тренировки; 

- обращение к толковым словарям; 

Правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи. 

 

Литература: 

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. "Современный русский язык", Москва, 2002. 

. . . . .