Возвращение к истокам
Возвращение к истокам
Автор: Исаева Валентина Ивановна
МБОУ "СОШ № 26 ГОЩ", Щелковский район
Аннотация: Статья о лоскутном творчестве, его влиянии на воспитание подрастающего поколения, о привитии любви к родной культуре и познанию истоков народного творчества.
Ключевые слова: народная культура, духовная пустота, сохранение наследия.
Рукоделие на протяжении многих веков сопровождало человека в его повседневной жизни, совершенствуясь от поколения к поколению. Популярность отдельных его видов то ослабевала, то вновь возрастала, и в наше время интерес к домашнему рукоделию и, как высшим его проявлениям, художественным авторским изделиям – вновь возрождается во всех странах в противовес обилию безликих товаров массового употребления.
Вещи окружающие нас в нашем доме, создают наш мир, влияют на наше настроение. И чтобы это настроение было хорошим, чтобы атмосфера дома не раздражала и не угнетала, а помогла расслабиться, отдохнуть, снять стресс, дом должен быть уютным, а интерьер – уютным пронизанным любовью. Воспитывают не только события и люди, но и вещи, говорил А.С.Макаренко.
Нейтральных, безразличных вещей нет, они либо помогаю человеку жить, трудиться, отдыхать, либо мешают. Они оказывают огромное, хотя подчас и незаметное, воздействие на его сознание, настроение, работоспособность. Но не следует преувеличивать силу вещей, их власть над человеком. Отношения между человеком и вещами складываются под влиянием общественного строя и господствующих в данном обществе представлений о том, что такое богатая и красивая жизнь. Ведь приобретение и пользование вещами может быть средством творческого развития, полноценного труда и отдыха человека либо стать целью его существования, смыслом жизни. Чем измеряется богатство человека – количеством накопленных, приобретённых вещей или развитием его способностей, дарований?
Современное общество называют иногда «потребительским обществом», имея в виду непомерно возросшую власть вещей над человеком. Богатство измеряется уровнем материального достатка, стремлением иметь как можно больше вещей составляет цель и смысл жизни. А другие не имеют возможности приобрести столько вещей. Но бедность проявляется не только в форме материальной нищеты и нужды. Другая, не менее опасная форма бедного существования - это духовная пустота или ограниченность, которую нельзя возместить никаким материальным достатком и богатством.
«Что значит человек, когда его заветные желанья еда да сон? Животное и все …». В.Шекспир.
Сейчас помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Одной из самых актуальных проблем стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.
Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества. Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя преемственность поколений, оно влияет на формирование художественных вкусов. В народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди известных видов рукоделия, особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Народный костюм и лоскутное шитье является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции их изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать, которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой.
Раскладывая перед собой лоскутки ткани, воскрешают эти ощущения, ведь предстоит возможность создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства. История лоскутного шитья прослеживается с давних времен и с момента своего создания эта техника полюбилась во многих странах и прочно вошла в жизнь людей.
Говоря о лоскутном шитье, я имеею в виду не только домашнее хобби, покрывала, подушки, коврики, но и лучшие мировые подиумы, коллекции именитых дизайнеров, которые успешно используют пэчворк в своих работах. Однако далеко не все знают, когда и где зародилось это искусство, откуда оно берет свое начало и как сумело покорить весь мир. Пэчворк существовал чуть ли не на всем протяжении истории человечества. Одни из первых упоминаний подобной техники встречаются еще в документах древнего Египта, Индии, Китая и Японии.
Так, например, широко известен египетский орнамент, который датируется приблизительно Х веком до нашей эры. Он был создан не из привычной сейчас ткани, а из кожаных лоскутов. Самые мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло было непременным атрибутом убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло.
Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Ведь главным мотивом зарождения и существования шитья из лоскута на протяжении веков было рачительное, бережное отношение к материалу. Можно сказать, что этот вид рукоделия - явление социальное, поскольку оно развивалось там, где ценился каждый кусочек ткани, где узорный ситец воспринимался как драгоценность.
Простое рукоделие наших бабушек из оставшихся лоскутков тканей, в настоящее время, превратилось в целый раздел народно-прикладного искусства именуемое пэчворк. Различные техники соединения разноцветных, разнообразной или правильной формы кусочков позволяют творить необычайно красивые и неординарные изделия. Очень часто пэчворк используют и для оформления интерьера. В XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани.
Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья. Народное искусство раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Поэтому привитие любви к родной культуре, привлечение к познанию истоков народного творчества, знакомство с обычаями и традициями русского народа являются одним из основных задач в эстетическом воспитании школьников.
Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям радость, эстетическое наслаждение. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Так детская душа, в творческом поиске, наполняется чувством красоты и гармонии, уважением к своему прошлому, а значит и настоящему.
Список литературы:
1. Муханова М.Ю. Лоскутное шитьё в деревенском стиле. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2004.-64с.
2. Терешкович Т.А. Т-35 Рукоделие для дома. – Мн.: ОДО «ХЭЛТОН», ООО «Харвест», М.: ООО Издательство АСТ», 2001. – 496с.