Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие навыков самостоятельной работы у студентов музыкального отделения колледжа

Дата публикации: 2022-01-10 16:33:51
Статью разместил(а):
Шумейкин Дмитрий Викторович

Развитие навыков самостоятельной работы у студентов музыкального отделения колледжа

Автор: Шумейкин Дмитрий Викторович

ГБП ОУ «Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова», г. Тверь 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о необходимости развития навыков самостоятельной работы у студентов музыкального отделения колледжа. О том, какие факторы влияют на формирование навыков самостоятельной работы и каких рекомендаций нужно придерживаться, чтобы домашние занятия были продуктивными. Статья предназначена для преподавателей средних профессиональных учебных заведений. 

Ключевые слова: самостоятельная работа, педагог, студент, система занятий, время для занятий, музыкальный текст. 

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

Самостоятельная работа – это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но непосредственно по его заданию и в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа будущего музыканта – это важнейший аспект его инструментально-исполнительской подготовки в колледже. Самостоятельная работа формирует одно из главных качеств личности учащегося-музыканта – профессиональную направленность, без которой невозможно становление будущего музыканта-исполнителя. 

Педагог должен объяснить студенту всю важность самостоятельной работы. Домашние занятия за инструментом должны быть включены в общий круг занятий студента, войти в его ежедневное расписание. 

Очень важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет распределение рабочего времени. 

Выдающийся музыкант, музыкальный педагог К.Г. Мострас отмечал: «Старое испытанное педагогическое правило гласит: лучше заниматься не много, но равномерно, систематически, чем пытаться навёрстывать упущенное время многочасовой игрой в течение одного дня. Такая система не приносит пользы, может привести к «переигрыванию» рук и, следовательно, выключению из рабочего состояния на долгое время». Соответственно, заниматься самостоятельно надо систематически и ежедневно. 

По времени самостоятельные занятия для студентов должны быть до двух, двух с половиной часов в день. 

Для повышения эффективности самостоятельной работы, на уроке можно обговорить и распределить время, которое студент должен затратить на каждый вид домашнего задания. Например: гаммы – 20-30 минут, этюды – 30-40 минут, художественный материал – 1 час. 

Не рекомендуется заниматься непрерывно более одного часа. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами. 

В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая музыкальный текст, студент постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней. 

Со стороны педагога необходима оценка уровня развития студента для оптимальной организации самостоятельной работы. Если вы дадите студенту самостоятельное задание, которое превышает уровень его подготовленности, то в лучшем случае он не сможет показать достойный результат, в худшем – это может снизить его интерес к музыке в дальнейшем. 

Также педагог должен заинтересовать студента предложенным музыкальным материалом. Ведь без формирования интереса к музыкальным произведениям невозможна продуктивная самостоятельная работа. 

Кроме заинтересованности, очень важна и творческая реализация студентом полученных знаний и умений в практической концертной и педагогической деятельности. 

Необходимо запомнить, что профессионально может выступить только тот, кто постоянно поддерживает свой музыкальный уровень, стремиться к постоянному самосовершенствованию. 

 

Список литературы: 

1. Коджаспирова Г. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994. 

2. Мострас К.Г. Система домашних занятий скрипача – М.: Издательство «Москва», 1956. 

3. Незайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия – М.: Феникс, 1972. 

4. Теплов Б.М. Музыкальные способности – М.: Просвещение, 1950. 

5. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М.: Феникс, 1975.

. . . . .