Активные методы обучения как инструмент развития познавательной активности студента на уроках химии
Активные методы обучения как инструмент развития познавательной активности студента на уроках химии
Автор: Трудненко Виктория Анатольевна
ГАПОУ КК "Краснодарский информационно-технологический техникум"
Аннотация: В данной статье рассматриваются различные методы обучения, применяемые на уроках химии. В каждой методике приведены примеры использования на различных этапах урока. Статья предназначена для учителей средней школы и преподавателей СПО.
Ключевые слова: метод, студент, этапы урока.
Тематическая рубрика: средняя школа, СПО.
Методика решения химических задач.
Решение задач у учащихся вызывает у обучающегося определенные трудности. Роль задач очень велика, при решении задач учебный материал связывается с жизнью, решение задач дисциплинирует и развивает мышление, развивает самостоятельность. Устраняет формализм знаний. Решение задач – это не самоцель, а цель обучения. Химические задачи можно разделить на две группы: экспериментальные (разделить смесь, объяснить явление и т. д.); расчетные (избыток, недостаток, примесь и т.д.)
Образовательная функция решения задач – закрепляются полученные теоретические знания, совершенствуются химические понятия. Задача – одно из средств прочного усвоения материала. При обучении решению очередного типа задач, вначале дается алгоритм решения, затем разбирается задача строго по алгоритму. Затем у обучающихся вырабатывается навык решения задач данного типа. Алгоритмы хороши тем, что есть определенные правила, с помощью которых можно дойти до конца, но человек вызубрив правила, перестает думать головой. Поэтому, как только выработался навык, необходимо давать задачи смешанных типов.
Метод «мозговой атаки» или «мозгового штурма».
Мозговая атака – метод, который сегодня пользуется невероятной популярностью. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он позволяет личности раскрыть свой внутренний потенциал.
На уроке химии тема «Бытовая химия» может стать поводом для дискуссии, в процессе которой обучающиеся предложат охарактеризовать понятие, используя, к примеру, следующие доводы: облегчает жизнь в быту, вредная для здоровья, опасна для окружающего мира, содержит ядовитые вещества, можно отравиться. На основе предложенных идей можно не только дать толкование термину, но и выдвинуть проблемные вопросы для творческих проектов. Метод обратной мозговой атаки полезен в том случае, когда имеются неразрешимые противоречия, требующие радикального вмешательства. Участники могут высказывать все, что они думают на самом деле, их свобода ничем не ограничивается. Вряд ли можно найти что-то столь эффективное и действенное, чем метод обратной мозговой атаки.
Метод эвристических вопросов.
Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.
Излагая учебный материал методом эвристической беседы, педагог время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают обучающихся включаться в процесс поиска.
Используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если …»
1. Водород не случайно занимает такое почётное место в Периодической системе. Он обладает уникальными физическими и химическими свойствами, что обеспечивает ему право называться элементом № 1. А почему он получил это право?
2. Почему вода жидкость? Как образуются красивые узоры на стекле?
Эвристическое обучение эффективно, так как: увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность; появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем; формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
Но, в то же время эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать.
Метод многомерных матриц.
Зачастую новое — это непривычная комбинация уже известных эле-ментов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе си-стемного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы. Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.
Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.
Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным.
Метод свободных ассоциаций.
Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления обучающихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. В химии ярким примером является изучение разных классов углеводородов: алканы, алкены, алкины. Как запомнить последовательность? Выделяем корни и суффиксы понятий. Находим различия в понятиях. Проводим ассоциацию, делаем вывод: А, Е, И – буквы по алфавиту.
Используем данный прием для запоминания элементов второго периода таблицы Менделеева. Например, Люба Белкина была умницей, а Коля Федоров нет (Литий, Бериллий, Бор,Углерод, Азот, Кислород, Фтор, Неон).
Упражнение «Веселая таблица». Обучающимся предлагается составить фразу для запоминания элементов третьего периода таблицы Менделеева (Натрий, Магний, Алюминий,Кремний, Фосфор, Сера, Хлор, Аргон).
Главным в образовании ассоциаций является яркость образа. Чем ярче образы, тем больше развито у вас воображение, тем легче создавать связи
С помощью метода ассоциаций можно запоминать химические символы.
Пример: химический знак золота Au. Строим ассоциацию: золото ищут кладоискатели и кричат «Ау!». Это и есть химический знак золота, написанный латинскими буквами.
Метод инверсии (обращения).
Заметим, что этот метод иногда, например в психологической литературе, не без основания называют также методом обращения. Так, А.Ф. Эсаулов в связи с анализом этого метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести "Вне Земли" он писал, что "придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы ...".
Ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла. Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.
Метод эмпатии.
Данный метод предполагает создание фантастических образов, разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи. В основе метода эмпатии лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим.
Метод синектики.
В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая.
В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.
Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если проблема (творческая задача) не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающей проблему, или раздробить проблему на подпроблемы.
Семинарские занятия.
Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины. На семинаре обучающиеся овладевают способностью самостоятельно мыслить, анализировать и обобщать факты, осваивают логические приемы рассуждений.
Если на лекции допустима дискуссия между преподавателем и студентом, то на семинаре обязательна дискуссия между студентами под руководством преподавателя. Речь и повествование учащегося приобретают особую роль в формировании мышления.
При проведении дискуссий следует помнить об одном важнейшем правиле ‒ не давать первое слово сильному обучающемуся и не начинать обсуждения первого правильного предположения. Несоблюдение этого правила приводит к тому, что ожидаемую дискуссию закрывают в самом начале своего развития. Предоставление слова для первого высказывания слабо подготовленному обучающемуся имеет и большое воспитательное значение: «слабый» перестает бояться своих недостатков и пробелов в знаниях. Это же держит в напряжении и сильных обучающихся, что передается всей аудитории в целом.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение 2006г. - 126 с.
2. Вербитский А.А., Борисова Н.В. "Методологические рекомендации по проведению деловых игр" - М.: Инфра-М, 2009. - 146с.
3. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598 c.
4. Генике Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 832 c.
5. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 c.
6. Савельев А.Я. Традиционные и инновационные технологии. Школьные технологии. - 2008г. - №5 - С.25.