Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование метода проектов в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

Дата публикации: 2022-01-29 12:14:50
Статью разместил(а):
Коновалова Лариса Борисовна

Использование метода проектов в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

Автор: Коновалова Лариса Борисовна

ГОАУ СПО «Амурский педагогический колледж», г. Благовещенск

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа через включение в проектную деятельность. Обучающиеся приобретают новые знания и учатся общаться на иностранном языке в процессе выполнения и защиты практических заданий – проектов. Раскрывается структура проекта по иностранному языку, периодичность его выполнения, этапы работы над проектом, указаны примерные темы проектов.

Ключевые слова: метод проектов, компетенция, иностранный язык.

 

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция рассматривается сегодня среди наиболее значимых и востребованных компетенций. Потребность в ее развитии у специалистов усиливается в связи с появлением широкой сети коммуникационных систем и выходом на международный уровень профессионального и делового общения как в реальном, так и виртуальном пространстве.

Владение выпускником учреждения СПО иностранным языком как средством делового общения и как инструментом изучения и рационального использования инновационного опыта и достижений в международной профессиональной сфере становится одним из основных требований работодателей.

Актуальность данной работы состоит в том, что ИКК рассматривается как одна из ключевых компетенций и ее развитие осуществляется в рамках тщательно спланированной проектной деятельности, в результате чего обучаемые не только развивают иноязычную компетенцию, но и совершенствуют навыки общения, получают хороший стимул к дальнейшему самообразованию и саморазвитию, расширяют свой кругозор и отрабатывают определенные профессиональные навыки.

Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции требует адекватного подбора педагогических технологий и методов обучения. Неотъемлемыми компонентами современного профессионального образования являются определенные противоречия, которые обусловили актуальность данного исследования:

- противоречия между наличием студентов с разным уровнем подготовки по иностранному языку и массовым характером языкового образования;

- противоречие между необходимостью использования индивидуального подхода и недостаточным количеством технологий, использующих этот подход;

- противоречие между требованиями к компетенции современных специалистов на рынке труда и отсутствием практических наработок в сфере формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Таким образом, возникает проблема необходимости поиска, внедрения в практическую деятельность и экспериментальной проверки эффективности использования проектной деятельности в развитии иноязычной коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа.

В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.

Метод проектов в Педагогическом словаре под редакцией Коджаспировых определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов».

Согласно определению доктора педагогических наук Е.С. Полат, метод проектов есть «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

При проектировании большая часть работы ложится на плечи учащегося, начиная от выбора темы проекта, постановки проблемы и заканчивая осуществлением презентации проекта и проведением анализа проведенной деятельности.

Преподаватель же больше выступает в роли консультанта. Он направляет деятельность учащегося, мотивирует их, ставит вопросы, заставляет размышлять, занимать самооценкой деятельности.

Исходя из специфики учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, согласно классификации Н.А. Краля наиболее приемлемым в колледже считается использование учебных проектов.

Разрабатывается и защищается проект 1-2 раза в семестр как контрольная точка по какой-либо теме или блоку тем. Основной принцип отбора материала для разработки состоит в следующем: материал обязательно должен быть связан с темами рабочей программы по предмету, хотя может углублять ее и выходить за рамки.

Проект обязательно содержит план, введение, глоссарий, основную часть, заключение, список литературы. Объем проекта составляет 5-6 страниц.

Выбор данных тем проектов не случаен, он интегрирует знания дисциплин предметной подготовки и владение языком на профессиональном уровне, что способствует формированию и развитию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Таким образом цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда.

Работа над проектом начинается с целеполагания. Студенты ставят цель в зависимости от темы и типа проекта и продумывают задачи, посредством которых будет реализовываться данная цель. На начальном этапе студентов необходимо обучать этой процедуре, показываю тесную связь цели с темой проекта. Дальнейшая работа над проектом проводится в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными к каждой теме проекта.

Следующим этапом предусмотрена конкретизация темы проекта.

Затем следует детально продумать структуру проекта, определить недостающую информацию и источники ее получения. Так, например, за помощью можно обратиться не только к преподавателю иностранного языка, но и других дисциплин, в зависимости от профиля проекта.

Поскольку проекты разрабатываются в рамках дисциплины «Иностранный язык» и их конечной целью является повышение уровня иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых, то одним из основных этапов работы над проектом считается оставление глоссария. Далее наступает этап создания самого проекта. Этот этап носит творческий характер и во многом зависит от фантазии, трудолюбия, усердия студента.

Помимо документа проекта, необходима его презентация. Презентацию проекта можно делать в любой подходящей для этой цели форме: буклет, коллаж, папка-раскладка, видеоролик. Но наиболее приемлемой и удобной считается презентация Power Point.

Защита проекта проходит на предпоследнем занятии в семестре. Для презентации и защиты своего проекта каждому студенту отводится 2-3 минуты. Во время защиты студент должен назвать тему своего проекта, представить план и глоссарий и тезисно разъяснить основные моменты проекта. После этого студент отвечает на вопросы преподавателей и однокурсников по содержанию проекта.

Обучающимся предлагаются следующие примерные темы учебных проектов по иностранному языку:

1.      Разработка студенческого журнала;

2.      Реклама образовательной организации;

3.      Программа туристической поездки;

4.      Разработка рекламной продукции выставки;

5.      ИКТ – прошлое и настоящее;

6.      История развития электроники;

7.      Виды и сравнительная характеристика операционных систем;

8.      Архитектура персонального компьютера;

9.      Сравнительная характеристика языков программирования

При разработке учебных проектов целесообразно вести Дневник проектной деятельности по иностранному языку (приложение). В Дневнике дается краткая характеристика проекта, этапы работы над проектом по иностранному языку, критерии оценивания проекта, анкета «Выявление результативности метода проектов в изучении иностранного языка», самоанализ работы над проектом, отметки преподавателя. Дневник позволяет наиболее эффективно организовать работу над учебным проектом по иностранному языку, своевременно выявлять и устранять недостатки и возникшие проблемы, наиболее эффективно использовать преимущества.

На основании проделанной в течении нескольких лет работы по внедрению метода проектов в учебно-воспитательный процесс по иностранному языку можно заключить следующее:

1. Абитуриенты ГОУ СПО «Амурский педагогический колледж» имеют достаточно низкий уровень иноязычной коммуникативной компетенции, дальнейшее развитие которого было решено проводить в процессе включения в проектную деятельность по иностранному языку.

2. Для более эффективного внедрения проектов в учебно-воспитательный процесс была разработана поэтапная программа действий, тематика проектов для студентов разных специальностей и методические рекомендации по написанию проектов.

3. С целью оперативного управления проектной деятельностью студентов был разработан «Дневник проектной деятельности», который является средством диагностики, анализа, самоанализа и дальнейшей коррекции выполненных работ.

4. Разработанные студентами в течении учебного года проекты оказались достаточно успешным средством повышения их иноязычной коммуникативной компетенции.

5. В процессе проектной деятельности положительная динамика наблюдалась в развитии всех компонентов ИКК: лингвистического, лингвострановедческого, прагматического и учебно-познавательного, что подтверждается результатами контрольного эксперимента.

6. Помимо позитивных изменений в уровне иноязычной коммуникативной компетенции наметились и положительные сдвиги в других ключевых компетенциях, а именно: компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни, компьютерная грамотность; освоение навыков обучения - чувство новаторства и предпринимательства включает творчество, новаторство и готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения задач, осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Все вышеперечисленные аргументы свидетельствуют о том, что проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является эффективным средством повышения иноязычной коммуникативной компетенции и ей принадлежит будущее в дальнейшем обучении, воспитании и развитии студентов.

 

Литература:

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров В.Ю.  Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
  2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005г.
  3. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005г.

 

. . . . .