Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Практическая направленность в преподавании математики

Дата публикации: 2022-02-13 12:36:46
Статью разместил(а):
Башарина Ирина Владимировна

Практическая направленность в преподавании математики

Автор: Башарина Ирина Владимировна

ГБПОУ ТК № 34, г. Москва

 

Аннотация: В этой статье автор делится опытом реализации концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования по некоторым специальностям, реализуемым в колледже, на примере преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика». Автор выделяет проблемы, с которыми сталкивается и предлагает способы их разрешения на примере собственного опыта.

Ключевые слова: математика, специальность, профессиональная направленность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности. Студент должен уметь переносить обобщенные основы учебно-познавательной деятельности на будущую профессиональную деятельность в конкретных ситуациях.

В связи с этим и преподавание общеобразовательного цикла в рамках реализации программ СПО не должно остаться в стороне. Необходимость создания концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, обсуждается давно. Принцип профессиональной направленности математической подготовки получил развитие в работах педагогов — математиков Г.Л. Луканкина, А.Г. Мордковича, Н.И. Мерлиной, В.И. Горбачева и др.

Уже были выделены пути усиления профессиональной направленности преподавания математики в СПО с учетом специфики различных отраслей (в работе Т.М. Алиевой):

- предоставление студентам информации о возможных практических областях применения изучаемого материала;

- решение задач с производственным содержанием;

- проведение практических работ по математике производственного характера;

- изготовление учебно-наглядных пособий (технические схемы, таблицы, плакаты, эскизы и др.) и моделей производственных деталей с объяснением их геометрических форм и назначения;

- использование для самостоятельной работы учащихся различного рода заданий, выполнение которых связано с применением знаний и умений по математике, общетехническим и специальным дисциплинам.

Поэтому реализация Распоряжения Минпросвещения России от 30.04.2021 N Р-98 является главным ориентиром преподавателя математики, работающего в системе среднего профессионального образования.

 В своей деятельности я выделила несколько направлений работы по реализации прикладной направленности при обучении математики:

1. Пересмотр всей рабочей программы учебной дисциплины ОУД. 04 Математика с учетом профиля специальности, что привело к необходимости проанализировать компетенции по специальностям, реализуемые в колледже.

2. Выделение в рабочей программе по всем специальностям универсального блока- модуля «Текстовые задачи», которые подбираются по каждой специальности с учетом требуемых компетенций.

3.    Включение в большинство тем дисциплины урока «Решение задач профессиональной направленности», который позволит преподавателю подобрать задания по конкретной теме математики заданий, важных для той или иной специальности.

4. Запланировать проект «Удивительное рядом!», который в течение года реализуется совместно преподавателем и студентами. Цель проекта: выбрать темы дисциплины, которые больше всего показывают важность этой темы и обыденной жизни в своей специальности.

5. Проведение бинарных уроков, внеклассных мероприятий, связанных с проявлением межпредметных связей с математикой и специальных дисциплинами в рамках Недели специальности.

6. Включить задания профессиональной направленности в экзаменационную работу по дисциплине в рамках промежуточной аттестации.

Большой проблемой при реализации программы по математики на разных специальностях выступает:

1) Мотивационный блок. Конечно, математика закладывает теоретическую базу для изучения специальных дисциплин и составляет основу общенаучной подготовки специалиста. Обучение математике способствует становлению и развитию настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплины и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения. Однако, далеко не все студенты видят будущей прикладной пользы дисциплины. В сознании обучающихся первого курса не возникают представления о параллельности областей общеобразовательных и специальных дисциплин. Студентам нужно показать значимость математики именно в их специальности. Для того чтобы управлять познавательной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них нужную мотивацию и именно внедрение прикладного характера математических знаний, решение математических задач с прикладным характером к их специальности и поможет создать необходимую мотивацию студентов не только к изучению математики, но и к изучению специальных дисциплин профессионального цикла.

2) Подбор задач профессиональной направленности. Приходиться тщательно отбирать просматривать и отбирать профессионально значимый материал, а иногда и переделывать имеющиеся задачи в курсе математики и подгонять их под конкретную специальность. В этом помогают стандарты по специальностям и преподаватели специальных дисциплин. Только работая в тандеме с преподавателями специальных дисциплин можно четко определить наиболее важные разделы математики для формирования необходимых компетенций по специальности и с успехом реализовать профильную составляющую обучения дисциплин общеобразовательного цикла.

Так, например, в специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» важными темами математики являются все темы по геометрии- как планиметрии, так стереометрии, а также умение работать с формулами, единицами измерений. Простые арифметические вычисления - это большая часть математики, используемой при создании плоских шаблонов, особенно если вы составляете шаблоны из книги по пошиву одежды, в которой указано, что вы берете дробные части из установленного измерения. Например, рассчитайте 1/3 длины центральной части спины или 1/2 груди плюс 3/8 дюйма для удобства. 

Вероятно, самые сложные вычисления - это те, когда вы берете долю доли. Что такое 1/2 из 3/4? Что такое 1/4 от 24,5? Студенты также должны уметь легко складывать дроби в голове, так как большинство шаблонов отмеряют с шагом 1/8 дюйма. Возможность манипулировать расчетами относительно площади также важна, когда дело доходит до проектирования того, как узоры должны быть нанесены на ткань.

Дизайнерам необходимо особенно хорошо разбираться в геометрии и понимать ее, чтобы успешно создавать трехмерные узоры. Другая область, где математика становится необходимой - это работа с круглыми формами и узорами. Студенты должны знать базовую круговую геометрию, в основном C=D (), или окружность (C) окружности равна диаметру (D), умноженному на  (3,1416...). Итак, если нужна юбка с готовой талией на 24 дюйма, как нужно набросать круглый узор юбки? Студенты должны начать с рисования круга диаметром примерно 24/3.1416 или около 8 дюймов. Используя компас, установливают его на 4 дюйма (радиус) и чертят круг. Итак, теперь есть поясной круг (который представляет собой отверстие!), остальная часть юбки - это длина юбки, скажем, 18 дюймов. Итак, теперь нужно нарисовать круг радиусом 4 дюйма плюс 18 дюймов или 22 дюйма. После того как нарисован этот круг, необходимо вырезать линии швов и добавить припуски на швы. Эти же геометрические расчеты используются для круглых шляп, круглых манжет и воротников, а также круглых украшений.

В специальности «Операционная деятельность в логистике» математика нужна в таких направлениях как:

1) расчет количества заказа товара и материалов;

2) координация пути перевозок;

3) постоянная работа с вычислениями;

4) задачи на применение производной к исследованию функций;

5) вычисление определенного интеграла и площади криволинейной трапеции.

Простые транспортные задачи легко можно найти в материалах по математике, а вот задание на функции приходится корректировать под специальность, т.к. с помощью функций математически выражается многообразие количественных закономерностей в логистических процессах движения материальных ресурсов.

Наиболее трудными оказались специальности индустрии красоты «Стилистика и искусство визажа», «Технология эстетических услуг», «Технология парикмахерского искусства». Практическое применение математики основано на материале основной школы – это знание процентов, пропорции, работа с дробями. В ходе изучения математики рассматриваем такие вопросы, как:

- значение математики в моделирование прически;

- как рост и густота волос взаимосвязаны с математикой;

- симметрия и асимметрия в прическах;

- пропорции в прическе.

При изучении математики у этих специальностей решаем такие задачи:

1. Парикмахерская «Имидж» работает с 900 ч до 1900 ч. Будет ли обеденный перерыв у парикмахера, если по журналу заказов к нему записано: 5 женщин и 7 мужчин на стрижку, 1 женщина на окрашивание волос. Известно, что на мужскую стрижку мастер тратит 30 минут, на женскую – 45 минут, окрашивание волос занимает 2 часа.

2. У нас имеется два раствора перекиси водорода: 30-процентный и 3-процентный. Нужно их смешать так, чтобы составился 12-процентный раствор.

3. Бригада из трех парикмахеров ΙV разряда получила заработную плату в сумме 56 700 руб. Определить заработок каждого парикмахера, если один парикмахер отработал 160 часов в месяц, другой – 140, третий – 150 ч.

4. За 24 рабочих дня при 8-часовом рабочем дне стилист-визажист сдал выручку в сумме 123 000 руб. при норме выручки 600 р/ч. Определить выполнение нормы в процентах.

Наиболее интересной формой работы со студентами являются уроки, заканчивающие раздел или тему. После того, как заканчивается изучение темы, мы проводим обобщающее занятие «Решение задач профессиональной направленности». К этим урокам мы готовимся заранее. На первом занятии по теме мы задаем вопрос «А зачем нам эта тема в жизни и в специальности?», а вот ответ мы на него получаем на последнем занятии. Студенты заранее разбиваются на группы, получают задание и выполняют подготовку. Работа преподавателя, конечно, тут колоссальная, т.к. преподаватель уже должен заранее разработать план занятия, подобрать материал в помощь студентам и координировать подготовку студентов. Для студентов это тоже непростая задача, так как они получают опережающее задание по темам раздела. Но опыт показывает, что работа студентам нравиться и они испытывают заинтересованность в работе. Данную работу можно считать проектной деятельностью в рамках изучения дисциплины, так как она соответствует всем критериям: создание проблемной ситуации; формулировка цели; создание проектных групп; постановка задач; сбор материала; защита.

В рамках проведения недель ПЦК (предметно цикловой комиссии по специальности или недели естественнонаучного цикла) проходят мероприятия, показывающие связь той или иной дисциплины с конкретной специальностью.

Например:

1) Урок-соревнование «Математика в моей специальности» для специальностей индустрии красоты, где каждая специальность представляет свое видение проявления математики в своей специальности;

2) «Модная математика» -для специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», использование формул для создания одежды, где студенты могут познакомиться с созданием кружева, работами Кутюрье Айрис ван Херпен и математическим понятием – факториал;

3) «Фото математика» для специальности «Техника и искусство фотографии», где студенты знакомятся с правилом третей и понятием «золотого сечения». Мероприятие проводятся совместно с преподавателями специальных дисциплин.

Ну и конечно же, проведение промежуточной аттестации по дисциплине «Математика» невозможно без включения заданий профессиональной направленности, что делает каждый комплект контрольной работы индивидуальным.

В заключении можно сказать, что профессиональная направленность преподавания математики играет большую роль в повышении мотивации к процессу обучения будущей профессии. Задачи с профессиональным содержанием, которые повышают интерес к изучению нового математического материала и служат для его закрепления, оказываются труднее обычных абстрактных математических задач. Выполнение профессионально направленных заданий, содержащих элементы исследований, повышает интерес к изучению дисциплин, развивает нестандартное мышление, желание самостоятельно работать. Но реализация общеобразовательной дисциплины должна быть насквозь пронизана заданиями профессиональной направленности, т. е. задача преподавателя найти проявление специальности в каждой изучаемой теме, а для этого необходимо разнообразить работу самому преподавателю в этом направлении.

Студенты должны иметь возможность осознать собственные результаты в овладении знанием и способами деятельности на этой основе, а также степень реализации себя в первоначально выбранной профессии, той или иной конкретной ее сфере. Поэтому необходимо создание профессионально направленных дидактических средств обучения (профессионально направленные задачники по математике), позволяющих системно организовывать математическую подготовку студента. Таким образом, решение задач профессиональной направленности позволят будущему специалисту приобрести не только необходимые знания, но и научат ориентироваться в будущей профессиональной деятельности. А как известно, что успеваемость студентов зависит не только от способностей, но и от интереса к выбранной профессии.

На основании этого можно сказать, что профессиональная мотивация непременно должна привести к успехам в обучении по выбранной специальности.

 

Список литературы:

1. Двуличанская Н.Н. Компетентностно- ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. –2010. – № 11.

2. Шуберт Ю.Ф., Андреещева Н.Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2009. – № 12.

3. Якупова А.Р., Чернявская В.И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – М., 2009. – № 6

4. Алешина Т.Н. Урок математики: Применение дидактических материалов с профессиональной направленностью / Т.Н. Алешина. - М.: Высшая школа, 1991.- 63 с

5. Гуткин Л.И. Сборник задач по математике с практическим содержанием (для техникумов) / Л.И.Гуткин .- М.: Высшая школа,1968. – 109с.

6. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Книга для учителя / И.М. Шапиро. - М.: Просвещение, - 1990. - 95с.

 

. . . . .