Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции

Дата публикации: 2022-02-23 13:44:08
Статью разместил(а):
Бекузарова Залина Федоровна

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

Автор: Бекузарова Залина Федоровна

МБОУ "СОШ № 41", г. Владикавказ

 

Аннотация: Статья посвящена работе с текстом как средством формирования развития речи учащихся.

Ключевые слова: языковая компетенция, работа с текстом.

 

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения», – так сказано в докладе рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?».  

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании в РФ» обозначена главная направленность ФГОС – это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения на современнном этапе лежит системно-деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.  

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности  учащихся.

Перед учителем русского языка и литературы возникает проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Каким же образом можно разрешить данное противоречие? И на помощь учителю приходит знакомый, отработанный годами, но от этого ещё более эффективный способ – работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций. Такая работа – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.

В основу работы с текстом на уроках русского языка положены идеи учёного - методиста Л.С. Выготского (деятельностный подход к обучению). Текст стал обязательной единицей организации учебного материала в новом поколении учебников и учебных пособий. Т.А. Ладыженская и М.М. Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку. Необходимым условием достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся языковой и коммуникативной компетенций на современном этапе стал текстоцентрический подход.

Для реализации поставленной цели – формирования коммуникативной и языковой компетенций учащихся посредством работы с текстом – я ставлю перед собой следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.

Наиболее результативными, по мнению методистов и педагогов-практиков, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; сочинение-рассуждение; редактирование текста; изложения разных видов; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.

Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах». Речевая деятельность – деятельность, основанная на умении создавать высказывания (речь продуктивная - говорение, письмо) и воспринимать высказывания в процессе общения (речь рецептивная - слушание, чтение). Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный, художественный и публицистический, становится объектом пристального внимания на каждом уроке русского языка.

Вопрос использования текста в качестве основного средства обучения на уроках русского языка широко освещен в лингвистической и научно-методической литературе. Его исследованием в разные годы занимались такие выдающиеся лингвисты, психологи и педагоги XX столетия, как М.Т. Баранов, М.А. Рыбникова, Н.М. Шанский и другие исследователи. Сегодня в работах А.Д. Дейкиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и других современных ученых он получил исчерпывающее обоснование. 

В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.  Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

В своей работе я особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. И здесь очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно учителю производить отбор и анализировать тексты о языке, речи, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как вида творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно - нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т.п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.

Учебники по русскому языку авторов М.М. Разумовской и Т.А. Ладыженской  имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, коммуникативной, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста

2. Словарная работа

3. Определить тему текста

4. Сформулировать идею текста

5. Определить тип текста

6. Определить стиль речи

7. Найти выразительные средства речи и объяснить их роль в тексте.

На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность и формирование языковой компетенции учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).  Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. 

Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как выполнение интеллектуально-линг­вистических упражнений. Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, получить новое знание, сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предлагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы – экскурсоводы, ведете экскурсию для учащихся младших классов. Постарайтесь описать картину в музее ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится. Постарайтесь вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. 

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Такая работа с текстом требует изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, деловая игра и т.п.) состоит из следующих этапов: целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий); исследование (исследование текста, решение промежуточных задач); дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения); итоговая творческая работа.

На таких уроках происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы. Языковой материал предъявляется обучающимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.

На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик – учитель, ученик – ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), внеурочных форм организации деятельности.

Одно из важных условий применения опыта работы с текстом на уроках русского языка как средства формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся – переход от традиционного обучения к личностно - ориентированному. Происходит переосмысление традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Для выявления творческих способностей учащихся, формируемых при работе с текстом, я использую следующие составляющие творческой деятельности:

- гибкость ума (способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую, предлагать разные варианты решения проблемных ситуаций);

- оригинальность и беглость мысли;

- воображение и образность;

- выделение взаимосвязей и взаимодействий;

- использование аналогий;

- любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

- готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь следующих результатов:

- у большинства обучающихся формируется положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

- повышается уровень коммуникативной и языковой компетенций.

Технология педагогических мастерских в последние годы в образовательной практике  заняла лидирующие позиции. Урок - мастерская – явление многомерное и многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах; единственным условием является творчество. Именно поэтому данная технология привлекла мое внимание. «Мастерская» от «мастер» - творение, произведение искусства, кропотливый каждодневный труд, вечный поиск, гончарный круг, руки – чуткие, слышащие, вылепляющие что-то, что родилась в глазах и душе. И, как мне кажется, данная технология при работе с текстом может использоваться как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, в средних и старших классах; уместно и эффективно применять работу с текстом и во внеклассной и внешкольной работе.

Подчёркивая актуальность данной технологии, нужно отметить, что язык является обязательным важнейшим средством человеческого общения, формирования личности, её духовного и эстетического развития. Именно такое понимание роли языка в обществе помогает сформулировать конечную цель преподавания русского языка и литературы в школе, понимаемую как обучение свободной речевой деятельности и формирование у учащихся элементарной языковой и коммуникативной компетенций, их умственное и интеллектуальное развитие, воспитание языковой личности.

Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Но самое главное достижение при формировании языковой компетентности учащихся – это возможность научить учеников  думать свободно, говорить непринужденно, эмоционально, читать внимательно, писать свободно и  эмоционально. В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для 21 века под председательством Жака Делора, были выделены четыре опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе. В нем подчеркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания, и тогда образование можно рассматривать как всестороннее приобретение опыта на протяжении всей жизни.

В наше время люди все больше осознают, что именно творчество – одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха.

 

Список литературы: 

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
3. Богоявленский Д.Н. и Федоренко Л.П. Вопросы активизации обучения грамматике и орфографии в вечерней (сменной) школе. Сб. «Психология активизации обучения в вечерней (сменной) школе». - М.: Изд. АПН РСФСР, 1963.
4. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка.// РЯШ. - 1996. - №1.
5. Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
6. Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка / М.Н.Вятютнев // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Докл. сов. делегации на VI Конгр. МАПРЯЛ. – М.: Рус. яз., 1986.

7. Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1996.
8. Зотина Т.В. Работа с тематической группой текстов при подготовке к экзамену в 9 классе // РЯШ. – 2004. - №1.
9. Капинос В.И. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей под редакцией Т.А.Ладыжеской.М.: Просвещение, 1980 г.
10. Константинова А.Ю. Что же входит в структуру коммуникативной компетенции нефилолога в области продуктивной речи? / А.Ю. Константинова // Русский язык за рубежом.– 1993. - № 3. – С.78-83.

 

. . . . .