Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Создание культурообразующей среды в колледже

Дата публикации: 2022-02-27 22:15:29
Статью разместил(а):
Бакирова Алла Владимировна

Создание культурообразующей среды в колледже

Автор: Бакирова Алла Владимировна

ГБПОУ города Москвы "Технологический колледж № 34"

 

Сегодня потребности развития общества требуют качественной подготовки специалистов, обладающих не только набором профессиональных компетенций, знаний, но и высокими нравственными качествами, высокой социальной активностью, гражданским самосознанием, ответственностью.

При формировании качественной подготовки специалистов среднего звена в колледже организуется взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, представляющий условия, способствующие их индивидуальному развитию и коллективному взаимодействию. Педагогический коллектив колледжа исходит из отношения к образовательному процессу как целостному культурно-образовательному пространству, где осуществляется природо- и культуросообразное развитие личности обучающихся, приобщение к ценностям общечеловеческой и национальной культуры и приобретение опыта культурного поведения. Основным направлением повышения статуса воспитания в колледже может стать культурообразующая среда. Это необходимо для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности, повышения коммуникативной компетенции в век цифровой экономики. 

Рассуждая о культурообразующей среде, понимается система предметно-пространственного, информационного и событийного окружения обучающихся, реализующая культурную миссию образования.

В России за сохранение и развитие культурных традиций и ценностей общества, за цивилизационную интеграцию нашей страны в мировое сообщество и культурное пространство, возлагается большая ответственность на молодое поколение.

Культурообразующая среда не возникает сама по себе, это должна быть грамотно спроектированная и организованная деятельность, необходимая в первую очередь для обучения правилам поведения в обществе в формирующихся новых условиях труда в цифровой экономике. Нормы и этика поведения играют важную роль в становлении культуры и культурной среды общества. Благодаря им осуществляется социальное взаимодействие, обретаются общие интересы педагогического сообщества, общества и работодателей, обучающихся и родителей. С некоторых пор у молодежи России расширились возможности благодаря программе «Пушкинская карта». Этот проект реализуется за счет финансирования правительства и позволяет  бесплатно посещать культурные мероприятия по всей стране. Студенты пользуются предоставленной программой и бывают на различных мероприятиях в Москве. «Пушкинская карта» стала подспорьем для расширения общекультурного уровня и творческого потенциала у обучающихся колледжа.

Основанием для реализации воспитательной работы в колледже являются государственные документы: «Основы государственной культурной политики», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». В программе воспитания разработанной всеми участниками образовательной деятельности определен цикл классных часов, мероприятий по темам «Культура умственного труда», «Культура отдыха» и т.д. Культурообразующая среда в психологическом аспекте выполняет роль безопасного и комфортного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия, повышения уровня взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, этики и толерантности отношений, развития информационной культуры общения. В систему воспитания и дополнительного образования в новом учебном 2022/2023 году планируем внедрить следующие курсы и циклы бесед: «Проблемы современного развития пространства культуры» [1], «Эстетотерапия», которые помогут расширить навыки здоровых социальных отношений и коммуникативную компетентность.

Так, создавая культурообразующую среду в учебном заведении, внедряющем культурологические элементы в образовательный процесс, поднимается учебно-воспитательная деятельность на качественно новый и достаточно высокий уровень. В этом я вижу приоритет в воспитании и личностном развитии обучающегося. Следствием включения обучающегося в культурообразующую среду является его субъективная позиция в ней, так как она создает условия для самореализации обучаемого. А самореализация обучающегося помогает молодежи ориентироваться в современных условиях и находить свое место в обществе. Н.Б. Крылова [2] утверждает, что культуросообразное воспитание не может основываться на абстрактных лозунгах приобщения к культуре, а должно быть нацелено на создание полноценной среды культурного саморазвития обучающегося, где главенствующую роль начинает играть его культурное самоопределение.

В колледже планомерно развивается предметно-пространственная среда, сформировано более 40 различных современных производственных мастерских и учебных лабораторий, оснащенных современным технологичным оборудованием. Эстетическое пространство вдохновляет обучающихся к участию в открытых выставках в фойе и в оформлении авторскими этюдами и проектами рекреационных зон. В нашем колледже есть интересный арт-объект «Дерево добрых дел», созданный руками студентов во время практики. Оно украшает холл первого этажа корпуса «Южный». Проект придуман студентами выпускной группы по специальности «Реклама» и реализован под руководством преподавателя Кузнецова Андрея Анатольевича. На «листьях» дерева - фамилии, имена и год выпуска студентов - победителей международных, всероссийских и городских конкурсов; студентов-волонтеров; студентов, закончивших колледж с отличием; студентов, совершивших добрые дела и милосердные поступки. С каждым годом дерево пополняется листочками с именами студентов-выпускников, а значит, у каждого студента, на каком бы он курсе не обучался, есть возможность проявить себя - стать лучшим, показать свои таланты [3].

Наш колледж - активный участник проекта «Московское кино в школе», совместного образовательного проекта Департамента образования и науки города Москвы и столичного Департамента культуры, который был запущен в сентябре 2018 года при поддержке Городского методического центра и Москино. Обучающимся очень нравятся организованные просмотры отечественных художественных и документальных фильмов. Администрация, кураторы учебных групп, преподаватели пропагандируют и анонсируют участие студентов в олимпиадном и конкурсном движении на городском и всероссийском уровнях. Этим летом впервые у студентов колледжа появилась возможность при поддержке наставников-педагогов принять участие во Всероссийском конкурсе "Большая перемена", организованном на президентской платформе "Россия - страна возможностей".

Семь студентов колледжа стали призёрами и победителями конкурса. По итогам конкурса наш колледж - Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение города Москвы "Технологический колледж № 34" - вошел в ТОП-20 лучших колледжей России. Ежегодно студенты участвуют в олимпиадах социокультурной направленности и становятся победителями и призерами в культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы и городов России», олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений», в Городском фестивале детского и юношеского творчества «Эстафета искусств» и многих других мероприятиях, которые организует и проводит Городской методический центр.  Преподаватели и студенты участвуют в различных просветительских мероприятиях, которые реализуются Московским центром качества образования, региональным центром WorldSkills Russia Москва, военно-патриотическим Парком «Патриот», Московским центром «Патриот. Спорт».

Культурообразующая среда дает возможность получить рост общей культуры контингента обучающихся в колледже с помощью специфических средств и способов.

 

Использованная литература:

1. Петрова О.С. Основные принципы создания культуротворческой среды Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 396-398. (дата обращения: 24.05.2019).

2. Крылова Н.Б. Введение в методологию индивидуального образования В науч.-метод.сб.: Новые ценности образования. 2011.

3. Гузель Гайсина, д. п. н. профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Статья «Особая миссия. Главный хранитель культурообразующей среды – педагог». Учительская газета, №10 от 13 марта 2007.

  

. . . . .