Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Изучение крещения Руси через прием театрализации на уроках истории

Дата публикации: 2022-03-14 12:12:18
Статью разместил(а):
Стаценко Анна Валерьевна

Изучение крещения Руси через прием театрализации на уроках истории

Автор: Стаценко Анна Валерьевна

МБОУ города Иркутска "СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов"

 

Аннотация: Статья посвящена применению интерактивного методического приема театрализации при изучении темы Крещения Руси, благодаря которому выбор православной христианской веры князем Владимиром воспринимается учениками как важнейшее событие русской истории, способствует их личностному развитию, воспитанию патриотизма, пониманию огромной роли православия в русской истории и культуре.

Ключевые слова: Крещение Руси, князь Владимир, прием театрализации, урок истории.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Крещение Руси – это  важнейшее событие русской истории, понимание которого является  ключом к осмыслению всего исторического пути русского народа, поэтому его изучение должно оставить яркий, эмоциональный след в душе ребенка. К сожалению, в учебниках истории для 6 класса эта тема освещается очень кратко: «Летописец рассказывает, что к Владимиру прибыли посланцы и священнослужители из разных мест … Все они держали речь перед князем, и каждый расхваливал свою веру. После этого Владимир отправил послов в разные страны – пусть побывают там на богослужениях. Вернулись послы и с восторгом стали рассказывать о византийской православной службе … Так князь Владимир остановил свой выбор на Православии». [1].

Какой след оставит в душе ребенка такой рассказ об этом  величайшем событии русской истории? Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является, применение такого интерактивного приема, как театрализация, который позволяет «оживить» деятелей той далёкой эпохи, и в первую очередь, самого князя Владимира, почувствовать сложность его выбора.  Ведь для того, чтобы сплотить восточнославянские племена, укрепить власть князя и повысить международный авторитет, можно было, в принципе, выбрать любую из монотеистических религий: и ислам, и иудаизм, и христианство. Почему же князь Владимир выбрал именно Православие?

Урок можно начать с вопроса о том, каким человеком, был святой князь Владимир, крестивший Русь? Обычно ученики отвечают: добрый, честный, милосердный справедливый и т.д. Давайте посмотрим, так ли это было на самом деле?

Князь Владимир был младшим сыном князя Святослава от служанки Малуши, вследствие этого он не имел прав на киевский престол. Святослав отправил Владимира княжить в Новгороде. Когда Владимиру понравилась полоцкая княжна Рогнеда, и он посватался к ней, она категорически отказалась выйти за него замуж, ответив: «Я не хочу разуть сына рабыни». Тогда Владимир захватил Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды,  и взял ее в жены насильно. Потом он женился еще несколько раз и, как повествует летопись, «знал девиц и жен без числа». Для того, чтобы завладеть киевским престолом, он организовал вероломное убийство своего старшего брата Ярополка. Вот таким на самом деле был князь Владимир …

После осуществления всех своих честолюбивых планов, князь Владимир не обрел долгожданного счастья и покоя, поэтому его поиск истинной веры был продиктован не только государственными причинами, но и в первую очередь, внутренней потребностью в обретении жизненного смысла.

Для разыгрывания на уроке исторической сценки можно использовать рассказ из «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром.

Четырем обучающимся заранее раздается текст, составленный учителем, который нужно разучить по ролям и придумать костюмы для своего персонажа (см. Приложение). Действующие лица – князь Владимир и три посла – земли хазарской, земли булгарской и земли греческой.  Перед разыгрыванием сценки перед учениками-зрителями ставится проблемный вопрос: «Почему князь Владимир склонился к выбору именно православной веры?»

Как показывает практика, обучающие четко выделяют два основных момента. Во-первых, потому, что традиции ислама («не пить вино») и иудаизма (нет родной земли), не соответствовали таким русским традициям, как княжеские пиры, которыми князь благодарил свою дружину за победы, причем строгий ритуал этих пиров не допускал «буйства во хмелю» [2]) и защита родной земли. Во-вторых, выбор православной веры князем Владимиром был вызван тем, что это – единственная религия, в которой возможно очищение души от грехов в таинстве покаяния, внутреннее преображение человека, и такое глубокое и искреннее искание истины так же соответствует мироощущению русского народа, по словам Ф.М. Достоевского: «Пусть в нашем народе зверство и грех, но русский человек никогда не примет своего греха за правду».

В результате учащиеся подходят к пониманию главной причины личного выбора князем Владимиром  православной веры, которая заключаются в том, что  тяжесть совершенных им до крещения грехов – убийства брата,  чрезмерного честолюбия, языческих человеческих жертвоприношений, безнравственной, распутной жизни не давало покоя душе князя Владимира, несмотря на осуществление его честолюбивых замыслов. Православие, как «религия сердца и совести», по словам историка Л. Гумилева, было «близко мироощущению наших  предков»,  и князь Владимир  сердцем понял смысл христианства – возможность очищения души от грехов через покаяние. «Крещение подарило нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». [2]

Таким образом, через личность  князя Владимира, через использование такого яркого приема, как театрализованное представление, Крещение Руси воспринимается учениками действительно как важнейшее событие русской истории, способствует их личностному развитию, воспитанию патриотизма, пониманию огромной роли православия в русской истории и культуре.

 

Приложение.

Выбор веры князем Владимиром (сценарий)

Терем князя Владимира. В богато убранной горнице сидит великий князь, ожидая заморских послов. Входят три посла, у каждого в руках – большая книга. Вместе кланяются.

Владимир: говори первым ты, посол земли булгарской!

Первый посол: веруем мы, пресветлый князь, в единого Бога Аллаха, который сотворил весь мир и людей, и книга наша священная называется Коран (поднимает и показывает книгу)

Владимир: скажи мне, посол земли булгарской, правда ли, что запрещает вам вера ваша вино пить?

Первый посол: истинно так, великий князь.

Владимир: не подходит нам вера ваша: как же я без пиров веселых и медов хмельных отблагодарю дружину храбрую за славные победы: веселие Руси – есть питие!

Первый посол кланяется и уходит.

Владимир: говори теперь ты, посол земли хазарской!

Второй посол: веруем мы, великий князь, в единого бога Яхве, который сотворил весь мир и людей, и книга наша священная называется Тора (поднимает и показывает книгу)

Владимир: скажи мне, посол земли хазарской, а где земля предков ваших, слышал я, что пришли вы в землю хазарскую недавно?

Второй посол: Господь Бог отобрал у нас землю предков наших, и скитаемся мы теперь по землям чужим …

Владимир: не подходит нам вера ваша, ибо самое святое для русских людей – это родная мать сыра-земля.

Второй посол кланяется и уходит.

Владимир: говори теперь ты, посол земли греческой.

Третий посол: веруем мы, великий князь, в единого Бога-Троицу, который сотворил весь мир и людей и спас их от грехов и вечной смерти своими крестными страданиями. Книга наша священная называется Библия.

Владимир: скажи мне, посол земли греческой, какие из человеческих грехов самые страшные?

Третий посол: грехи эти – поклонение идолам, непочитание родителей, убийство, прелюбодеяние, воровство, зависть и ложь.

Владимир: скажи мне, посол земли греческой, прощает ли Господь Бог эти грехи человеку?

Третий посол: прощает, пресветлый князь, если покается искренне человек в своих грехах. Так что же князь, будешь ли креститься?

Князь Владимир: подумаю еще … (сидит, задумавшись)

Третий посол кланяется и уходит, не дождавшись ответа.

 

Список литературы:

1. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI в. учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 240 с. – (инновационная школа).

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. / Послесловие С.Б. Лаврова. – М.: Экопрос, 1992. – 336 с.

 

. . . . .