Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Гибридный подход как форма организации занятий по иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов

Дата публикации: 2022-06-09 00:32:45
Статью разместил(а):
Широкая Александра Олеговна

Гибридный подход как форма организации занятий по иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов

Автор: Широкая Александра Олеговна

Институт образования и гуманитарных наук, Балтийский Федеральный Университет им. И. Канта, Калининград

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов и способы их решения с помощью гибридного подхода. Определена новая роль преподавателя в гибридном образовательном процессе. Проанализирована образовательная платформа с точки зрения способа предоставления учебного материала. Выделены педагогические условия организации эффективного обучения с помощью гибридного подхода.

Ключевые слова: гибридный подход, образование, гибридное обучение, образовательная платформа, педагогические условия, неязыковой вуз.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Современные выпускники вуза должны обладать определенными профессиональными знаниями и умениями, быть гибкими и инициативными, обладать коммуникабельностью, творческим интересом, саморазвиваться. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения зависит не только от его высокой профессиональной квалификации, но и от готовности использовать иноязычную коммуникацию для решения профессиональных задач. Знание иностранного языка в современном мире является необходимым условием успешного трудоустройства и карьерного роста.

В обучении иностранным языкам в вузе студентов неязыковых специальностей можно выделить ряд проблемных аспектов:

- языковая подготовка первокурсников – неоднородна,

- индивидуальные особенности студентов различны,

- мотивация к изучению иностранных языков разная, даже у студентов одного направления подготовки.

Последние события в стране добавляют к существующему ряду проблемных аспектов эпидемиологическую и политическую обстановку, которая способна, одномоментно, поместить всех в электронно-виртуальную образовательную среду на неопределенный срок [2]. Интернет – возможность изучать иностранный язык и обучать иностранному языку основываясь на множестве полезных ресурсов, которые содержат аутентичную информацию. Преподаватель может предъявлять истинно аутентичные материалы или адаптировать информацию в соответствии с конкретным учебными задачам урока, подстраиваясь под конкретных обучающихся, их знания, опыт, умения и навыки.

Образовательная стратегия гибридный класс позволяет сочетать онлайн-обучение с традиционным, классическим образовательным процессом. Эта технология позволяет использовать облачные программные платформы, доступ к которым предоставляется онлайн в любое время. Платформы помогают преподавателям создавать и представлять контент обучающимся. Такие комплексы нацелены на то, чтобы дополнить личное обучение. Они всегда доступны для моментального перехода в онлайн режим, при необходимости.

Гибридная технология предполагает разработку и применение нового учебного курса, который учитывает онлайн и офлайн работу, как создание единого целого образовательного пространства. Внедрение гибридной технологии обучения представляет особый интерес для изучения иностранных языков.

Гибридный подход определяет новые роли преподавателя в учебном процессе. Здесь выделяются следующие аспекты: готовность учиться и быть открытым к новым стратегиям обучения, обладать широким кругозором, занимать лидирующие позиции, управлять проектной учебной деятельностью и мотивировать студентов. Также педагог должен уметь производить объективную оценку и анализ данных, которые в последствии будут использованы как часть процесса планирования для каждого отдельного ученика, коллектива, класса. Здесь также учитывается способность преподавателя дифференцировать обучение в зависимости от потребностей, обучающихся [4]. Тщательное планирование – одно из важнейших требований гибридного образования.

Также следует определить роль образовательной платформы при гибридном подходе. Платформа для образовательной среды играет очень важную роль, ведь на ней размещается научно-познавательный контент для обучающихся, представляются задания, упражнения, ситуативные и рефлексивные карточки для построения высказываний, образцы для монологов, примерные диалоги для самостоятельной работы, тексты, тесты, грамматические таблицы и схемы и другой образовательный материал, призванный углубить, отработать или закрепить полученные знания. Образовательная платформа призвана помочь студентам проходить и отрабатывать материал вне аудиторных занятий в общей картине обучения. В частности, на уроках иностранного языка, платформы способствуют более глубокому изучению необходимого материала, соприкосновению с аутентичным языком на основе передач оригинальных телеканалов или радиостанций. Преподаватель может отбирать материал в зависимости от уровня подготовки каждого студента, варьировать темп и уровень сложности, степень аутентичности, познавательность, художественность или, наоборот научность материала.

Можно выделить педагогические условия организации эффективного обучения с помощью гибридного подхода. Педагогические условия представлены в виде совокупности возможностей образовательной и материальной среды.

- Первым важным условием можно выделить подготовку сотрудников кафедр иностранного языка осуществлять работу в электронной среде. Обучение ППС и вспомогательного учебного персонала кафедр возможностям и особенностям разработки учебных занятий и проведения практикумов в онлайн среде.

- Электронное обучение характеризуется обязательным сочетанием онлайн и офлайн технологий, но важно определить баланс между ними. 50% на 50% - оптимальный баланс между электронным и традиционным обучением в гибридном подходе будет способствовать с одной стороны формированию самостоятельности, рефлексии, мотивации, а с другой стороны положительной динамике и продуктивности образовательного процесса.

- Определение способов и методов внедрения гибридизации в образовательный процесс, разработке подхода сочетания электронного и традиционного обучения, для комплексного воздействия на повышение эффективности.

- Современное образование фокусируется на студента и для студента, формирование его автономии неотъемлемый процесс.

- Внедрение электронного, цифрового, гибридного образования не должно оставлять обучающегося одного наедине с компьютером, важно постоянное взаимодействие студента с преподавателем и одногруппниками, в ходе чего вырабатываются личностные связи: студент-студент, студент-преподаватель, студент-группа. 

- Онлайн часть обучения призвана помогать студентам в получении и тренировке знаний, однако контроль и закрепление полученных умений и навыков происходит в аудитории с преподавателем, который должен вовремя скорректировать траекторию образовательного процесса в направлении наибольшей эффективности.

- Как было отмечено выше, систематизация знаний - функция, которую онлайн система выполняет очень хорошо, здесь можно провести тестирование, которое покажет проблемные моменты обучения, упущения и недочеты, слабые стороны на которые стоит обратить внимание.

Гибридные технологии обучения способны превратить обучение в увлекательный процесс, позволяют развивать творческое мышление обучающихся, языковую догадку, исследовательские навыки. Тренировка и активизация памяти, наблюдательности, сообразительности, концентрации внимания обучающихся, иная оценка предлагаемой информации, лишь малая часть того, чего можно добиться с помощью проведения учебных занятий с использованием гибридного подхода [1]. Цвет, графика, звук при моделировании различных ситуаций способны в разы повысить мотивацию к обучению, сделать передачу знаний более эффективной и направленной, активно вовлечь учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучения. Правильно организованный гибридный подход способствует развитию навыков самообучения, грамотности при работе с источниками информации, интеллектуальному росту учащихся [4]. Компьютерные технологии гибридного подхода позволяют сочетать индивидуальную и парную работу, групповую и коллективную, способствуя развитию личности, самостоятельности, творчества, креативности, мышления.

Однако, планируя гибридный урок, основанный на современных компьютерных технологиях, педагог должен соблюдать дидактические требования. Применение компьютерных технологий в учебном процессе должно быть целенаправленно и определенно. Гибридный подход должен применяться в соответствии с логикой, контекстом и своевременностью предъявления учебного материала.

 

Список литературы:

1. Алевский С.А. Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения.

2. Баклашкина О.Н., Максимова Н.В., Луц С.С. Преимущества гибридной формы обучения в преподавании иностранных языков. Научный журнал Байкальского государственного университета. - №3.

3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. Санкт-Петербург: Союз, 2001. – 192 с.

4. Cory Armes, M.Ed. The Role of the Teacher in Blended Learning.

 

. . . . .