Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Электронные обучающие системы в учебном процессе

Дата публикации: 2020-09-30 21:55:31
Статью разместил(а):
Пироженко Ирина Юрьевна

Электронные обучающие системы в учебном процессе

Автор: Пироженко Ирина Юрьевна

СПбГУАП

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения системы электронного обучения.

Ключевые слова: обучение, электронный учебник, онлайн-платформа, СДО, система электронного обучения.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Изменения характера образования, произошедшие в конце ХХ и начале XXI вв., ориентируют образовательный процесс на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста (согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Основой современных образовательных стандартов стало формирование базовых компетенций современного человека, таких как: информационная; коммуникативная; самоорганизация; самообразование.

При этом педагогическая деятельность становится более технологичной, она строится не только на вдохновении педагога, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, что позволяет конструировать образовательный процесс применительно к целям и задачам.  

В этих условиях широкое распространение получило E-Learning - (сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

К нему относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.

Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными занятиями. В последствии появились курсы на носителях CD-ROM, позже дистанционное обучение с преподавателями и собственно электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ (электронных учебников).

В последние десять лет получили широкое распространение массовые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать сотни тысяч студентов.

Существует зависимость между методом подачи материала и способностью восстановить полученные знания. При звуковом изложении материал усваивается не достаточно хорошо, чуть лучше запоминается визуальная информация, при комбинированном воздействии усвоение повышается, и при вовлечении обучаемого в активные действия, повышается значительно.

Особенность электронного учебника - обязательное наличие интерактивного взаимодействия между студентом и компьютером, это способствует повышению активности при изучении материала.

Электронный учебник служит инструментом и обучения и познания. Текст учебника должен быть четко иерархически сконструирован, что позволит изучать предмет с различной степенью глубины.

Учебник может включать тренажеры, лабораторные работы, тесты, использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов, подкасты. Результаты тестирования обрабатываются компьютером, и студент получает возможность самопроверки на всех этапах работы. Преподаватель на основе полученной информации управляет процессом обучения.

Работа с электронными учебниками не требует специализированной поддержки и при этом создает возможность организации учебных курсов.

Такая организация учебного процесса несомненно развивает навыки самоорганизации и самообразования, реализует принцип индивидуализации обучения, однако, при этом процессы общения и взаимодействия сведены только к связи студента и преподавателя, это для современного поколения не является характерным и вызывает дискомфорт.

Многие высшие учебные заведения на коммерческой основе предлагают обучение в онлайн-классах. По мере развития и удешевления технологий электронного обучения количество онлайн-классов будет возрастать.

Активно развивается применение систем дистанционного обучения (СДО), их производством занимаются как IT-компании, так и организации для своих сотрудников и вузы для заочного обучения. Целесообразность и даже необходимость широкого внедрения E-Learning в учебный процесс оказались очевидными в последнее время в связи с вынужденным переходом вузов и школ РФ на дистанционное обучение во время пандемии.

Электронное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным: свобода доступа; снижение затрат на обучение; гибкость обучения; потенциально равные возможности обучения; возможность определять критерии оценки знаний.

E-Learning — это новая модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методичками, набитыми на скорую руку тестами.

С точки зрения IT, E-Learning это инфраструктура, обеспечивающая базовые и дополнительные сервисы. Архитектура E-Learning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы. 

Этим требованиям в полной мере соответствует широко известная в мире Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда – Moodle.

СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов, и может быть приспособлена под особенности конкретного образовательного проекта, т.к. имеет возможность интеграции с другими информационными системами; дополнения новыми сервисами, установки дополнительных модулей.

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Использовать не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата. Она ориентирована на совместную работу. Обучение можно осуществлять как асинхронно, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle (форумы, личные сообщения, чаты, рассылки). В системе организован контроль качества обучения (создает и хранит портфолио каждого учащегося), контроль активности студентов. Отметки хранятся в сводной ведомости.

Предоставляемые возможности системы очень удобны для преподавателя и позволяют качественно проводить процесс обучения.

Следует отметить, что успех работы с СДО зависит не только от самой системы, но и от качества учебных материалов. Создание которых процесс трудоемкий. Несмотря на то, что СДО создавалась специально для учебного процесса, она требует постоянного сопровождения и администрирования, в этом-то и состоит основное осложнение для применения СДО.

В связи с тем, что из-за пандемии обучение в течение нескольких месяцев проводилось удаленно, возрос спрос на сервисы для проведения видеоконференций, семинаров и онлайн занятий. Педагоги широко использовали онлайн-платформу Zoom. Кроме видеосвязи этот сервис позволяет участникам обмениваться друг с другом сообщениями и файлами, то есть Zoom – это еще мессенджер.

В отличии от СДО, он менее функционален, но предоставляет ряд необходимых при онлайн-обучении возможностей и достаточно прост для пользователей. Один из главных плюсов программы – наличие бесплатного тарифа (до 100 человек на конференцию, и не более 40 минут; звонок между двумя людьми по времени не ограничен, не ограничений и количество конференций). На платных тарифах возможна запись конференции и сохранения ее в облако. Существует магазин приложений и расширений, которые интегрируются в сервис.

Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий, студенты могут заходить с компьютера, с планшета, с телефона. К видеоконференции подключаются через ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, и сделать повторяющуюся ссылку для занятия по расписанию вуза.

Преподаватель поддерживает видео и аудио связь с каждым студентом, у него есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников, делиться экраном, ставить демонстрацию экрана на паузу, делится отдельными приложениями. В настройках есть возможность ограничивать или расширять права участников.

В платформу встроена интерактивная доска, можно переключаться с демонстрации экрана на доску. 

В чате можно писать сообщения, передавать файлы всем или кому-либо. Чат можно сохранить. Можно производить запись на компьютер или на облако, настроить ее автоматическое включение, ставить на паузу, назначать со-организатора, с такими же возможности как у преподавателя. Студент может поднять «виртуальную руку», сказать «да» или «нет». Преподавателю видны не только ответы, но и количественное соотношение «да» и «нет».

Таким образом Zoom позволяет проводить занятия удаленно, осуществляя взаимодействие преподавателя и студентов, а так же студентов в парах или группах.

В 2016 году Сбербанк совместно с агентством Validata провел исследование молодежи, которое, в частности, показало, что современная молодежь предпочитает подачу информации в наглядном визуальном виде и небольшими порциями, привыкла быть вовлеченной в активное взаимодействие (игры, переписки, комментарии), постоянно быть на связи.

Общение и взаимодействие, как между педагогом и студентом, так и между обучаемыми в парах или малых группах, составляют существенную сторону реальной жизни и играют важную роль при обучении.

Используя системы электронного обучения необходимо компенсировать недостаток такого взаимодействия, в том числе, организуя работу студентов в малых группах, парах, чатах, онлайн-конференциях.

E-Learning не исключает общение с преподавателем лицом к лицу, в большинстве случаев позволяет организовать вовлечение студентов в активное взаимодействие, постоянную связь, работу в группах, а так же подачу информации наглядно и порциями, то есть проводить процесс обучения в привычном для современной молодежи виде без ущерба для его результата.

 

Список литературы:

1. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М.: ПЕР-СЭ, 2006, - 112 с.

2. Пироженко И.Ю. Нетрадиционные методы руководства самостоятельной работой курсантов. Статья. // Современное состояние военно-морского образования в системе требований федеральных законов об образовании: Материалы Межвузовской научно-теоретической конференции 29-30 ноября 2001г.- СПб.: CПбВМИИ, 2003, –С.193-194. 

 

. . . . .