Подготовка студентов юридических специальностей
Подготовка студентов юридических специальностей
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж
Аннотация: В статье рассматривается профессиональная подготовка студентов юридических специальностей, включающая педагогические условия эффективности подготовки студентов юридических специальностей к работе с подростками девиантного поведения.
Ключевые слова: студент, вуз, юрист, подготовка, специальность.
Тематическая рубрика: Высшая школа.
Рост числа подростков девиантного поведения – одна из актуальных проблем общества, и работа с данной категорией подростков запрограммирована на постоянную новизну и значимость. Изменение социальных, политических и экономических условий в стране влияет на состояние подростковой девиации. Современный период характеризуется тем, что количество подростков, совершающих правонарушения и преступления, не уменьшается, хотя на государственном уровне принимаются нормативные документы, позволяющие решать проблемы прав детей, их защиты, предупреждения правонарушений среди подростков. За последние годы приняты важнейшие документы по защите прав ребенка и профилактике правонарушений среди подростков и молодежи: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитах их прав», распоряжение Правительства РФ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» и др.
Несовершеннолетние преступники отличаются, по сравнению с взрослыми, высокой активностью и динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию. Это свидетельствует о том, что проблема подростковой девиации остается чрезвычайно актуальной, а значит, сохраняется и острая потребность в подготовке специалистов разного профиля, в том числе юристов, к превентивной, профилактической и реабилитационной работе с этой категорией несовершеннолетних [1].
Традиционно к таким несовершеннолетним относятся различные категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (фактические и социальные сироты, бездомные и беспризорные дети и др.), а также подростки девиантного и делинквентного поведения. И какими бы содержательно различными не были такие виды деятельности, как, например, вынесение судебного решения в отношении несовершеннолетнего, ставшего жертвой семейного насилия, либо работа правоохранительных органов с трудными подростками, впервые оказавшимися в их поле зрения, либо уже совершившими правонарушение, юристы не могут профессионально решать проблемы этой категории граждан без учета их социально-психологических и педагогических особенностей.
В научной литературе довольно широко представлены психологические, социологические и педагогические труды по подготовке специалистов к работе с несовершеннолетними подростками асоциального поведения. Однако становится все более очевидным, что в определенном объеме такая подготовка необходима и специалистам юридического профиля, профессиональная деятельность которых нередко предполагает ту или иную работу с несовершеннолетними, содержание и формы которой определяются правовым статусом последних. С этой точки зрения, все многообразие видов такой работы, в конечном счете, выражает два основных направления юридической деятельности: правовую защиту несовершеннолетних как объектов противоправных действий и работу с несовершеннолетними как субъектами противоправных действий [2].
Острая потребность юристов в работе с подростками девиантного поведения свидетельствует также о том, что наряду с юридическими профессиональными учебными заведения такой подготовкой занимаются вузы, имеющие соответствующую лицензию.
Анализ степени разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе показывает, что в исследованиях подробно раскрываются характеристики подростков девиантного поведения и характер психолого-педагогической деятельности с такими подростками в различных учреждениях, анализируется эффективность подготовки специалистов для работы с подростками девиантного поведения в учреждениях высшего образования. Однако не достаточно изучены потенциал высших профессиональных учебных заведений и определенные теоретико-методологические и научно-методические предпосылки подготовки будущих юристов к работе с подростками девиантного поведения в системе высшего профессионального образования.
Подростков отличает повышенная социальная конфликтность, низкий самоконтроль, высокая активность, стремление к самоутверждению и самостоятельности, дисгармоничное развитие личности. Неразвитость и деформированность духовных потребностей педагогически запущенных подростков обусловливают нерациональное и негативное использование свободного времени. У таких подростков значительно сужается диапазон интересов, исчезает всякое стремление к любой деятельности, требующей интеллектуальных усилий. Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которая в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они зависят от эмоций, сфокусированы на собственных переживаниях. Чувства гуманности, любви к близким, уважения к учителям, взрослым, сверстникам не развиты или извращены, но, в то же время, они обладают немалым запасом негативных взглядов, представлений и привычек, почерпнутых в семье и в ближайшем бытовом окружении; многое знают об отрицательных сторонах человеческих отношений.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М.: Высш. шк., 1989. – С 103.
2. Левитан К.М. Юридическая педагогика / К.М. Левитан. – 2-е изд., изм., доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – С. 226.