Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Опыт международной проектной деятельности в Московской центральной художественной школе при РАХ

Дата публикации: 2022-04-01 16:13:16
Статью разместил(а):
Лекомцева Наталья Николаевна

Опыт международной проектной деятельности в Московской центральной художественной школе при РАХ

Автор: Лекомцева Наталья Николаевна

Московская центральная художественная школа при РАХ, г. Москва

 

Аннотация: В статье автор делится опытом организации международного сотрудничества и проектной деятельности в художественной школе, учитывая требования новых ФГОС, раскрывая научные основания проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, международное сотрудничество школ, художественное образование, ФГОС нового поколения, межпредметные связи.

Тематическая рубрика: средняя школа, СПО.

 

Информационная сводка о Международном проекте МЦХШ при РАХ.

МЦХШ является одной из всего двух художественных школ в России, где обучающиеся одновременно с общим образованием получают академическое художественное. Школа всегда была заложницей собственной уникальности: часов на рисование нужно отводить очень много, изучение общеобразовательных предметов должно в полной мере готовить обучающихся к получению школьного образования и успешному прохождению ГИА. Таким образом, система обучения в школе построена вокруг специальных дисциплин и курсов: живописи, рисунка, композиции, скульптуры и др. Так, возникает необходимость мотивации обучающихся на самостоятельную познавательную деятельность в области общих предметов.

Художественное образование подразумевает пленэры и выезды. В один из таких творческих выездов в Италию возникла идея сотрудничества с художественными школами-партнерами в Италии и Испании. В 2021-2022 году школа проводит уже четвертый международный проект, с каждым годом усложняя тематику и задачи проекта.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.

Вместо того, чтобы давать знания, современное образование обязывает педагога ориентировать обучающихся на развитие способности приобретать эти знания и формировать мнения использовать полученные знания на практике. Проектная деятельность – это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного итога – цели, создание определенного, уникального личностного результата, имеющая начало и конец во времени [3].

Основное предназначение проектной деятельности в школе заключается в предоставлении обучающимся возможности самостоятельно приобрести необходимые знания для решения насущных проблем и задач, которые требуют интеграцию знаний из различных предметных областей школьной программы. ФГОС нового поколения уделяет особое внимание необходимости использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, поэтому метод проектной деятельности определены как один из значимых условий реализации образовательных программ [2].

Проблема мотивации к обучению остро стоит в современной школе. Выполнение учащимися проектной работы позволяет сформировать у них мотивацию к познавательной деятельности, которая нацеливает школьников на поиск новых необходимых знаний.

Проектная деятельность дает возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, она способствует формированию новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности [5].

Проектирование в системе образования при реализации ФГОС

Переход на новые ФГОС обуславливается постепенным процессом переориентации со знаниевой модели образования к преимущественно компетентностной модели, именно поэтому приобретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС [1].

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Отличие нового стандарта заключается в измерении результатов, которое мы должен получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты); инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); основным подходом формирования УУД, согласно новому стандарту, является системно-деятельностный подход, который является ключевой особенностью ФГОС. Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность [1].

Описание проектной деятельности МЦХШ в 2021-2022 году.

Международный проект МЦХШ при РАХ спланирован как межпредметный общешкольный проект. Уровень творчества данного проекта определен как конструктивный. Конструктивный уровень проекта предполагает, что учащиеся, обсудив с учителем тему, проблему и план работы, способны самостоятельно выполнить проект.

Планирование международного проекта МЦХШ в 2021-2022 учебном году началось с создания рабочей группы. Проект интегрировал 3 области знаний: английский язык (взаимодействие школ-партнеров осуществлялось на английском), история искусства, художественные дисциплины.

Рабочая группа назначила кураторов двух направлений работы по проекту: лингвистической и художественной. После этого группа кураторов разработала тему для проекта в 2021-2022 году: «Модерн, Постмодерн и Метамодерн. Мечты о прошлом, воспоминания о будущем».

К участию привлекли учеников 8-10 классов МЦХШ при РАХ и студентов всех курсов школ-партнеров. Исследовательская деятельность осуществлялась в рамках лингвистической части проекта, созидательная (создание творческой работы на тему проекта) – в рамках художественной. Общая тема проекта была разбита на 6 исследовательских подтем, каждую из которых участники изучали в течение месяца самостоятельно.

Каждый месяц по каждой подтеме организовалась международная встреча-конференция в дистанционном формате с презентациями и дискуссией между участниками проекта. В каждой международной встрече участвовали кураторы из всех школ-партнеров: лингвисты, искусствоведы и художники-преподаватели. На каждой конференции высказывалось экспертное мнение по данной тематике. Конференции записывались, а видео-отчеты и материалы конференций рассылались участникам и публиковались на сайте Школы на следующий день после записи. Кроме конференций, два раза в месяц кураторы художественной составляющей устраивали просмотры и обсуждения практических работ по проекту. К концу апреля 2022 предполагается окончательный сбор практических работ и организация выставки работ учащихся всех школ-партнеров.

Эффективность и результаты.

В ходе работы над проектом участники самостоятельно исследовали довольно сложную философскую тему с теоретической точки зрения на иностранном языке, как прикладной науке; и с практической точки зрения применили знания, вдохновившись на создание творческих работ для выставки. Продуктом проекта являлись сами работы, а презентация осуществляется на выставке в выставочном комплексе МЦХШ при РАХ. Школы-участники из Италии и Испании присылают свои работы в виде фотографий, которые затем распечатываются и оформляются.

Дети, принимающие участие в проекте значительно повысили успеваемость по интегрированным предметам. Так успеваемость обучающихся-участников проекта в МЦХШ по английскому языку и истории искусства существенно возросла.

Проект принимает форму общешкольной внеурочной деятельности и включен в воспитательную программу в модуль «Курсы внеурочной деятельности».

 

Список литературы:

1. Краснова В.В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения [Текст] / В. В. Краснова // Юный ученый, 2016. – № 6.1. – С.31-33.).

2. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие / Коллектив авторов. - М.: Владос, 2020. - 828 c.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: «Просвещение», 2011. – 191 с.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с..

5. Шорина Д.В. Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения личностных результатов. Магистерская диссертация [Текст] / Д.В. Шорина. – Екатиринбург, 2020. – 78 с.

 

. . . . .