Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Самовольные уходы: куда и зачем бегут наши дети

Дата публикации: 2022-04-28 16:52:11
Статью разместил(а):
Лесина Жанна Владимировна

Самовольные уходы: куда и зачем бегут наши дети

Автор: Лесина Жанна Владимировна

ГБУ ВО ЦППМС, п. Мелехово, Ковровский район, Владимирская область

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема побегов детей из дома, их причины и последствия. Даются рекомендации для родителей по их предотвращению.

Ключевые слова: самовольный уход, дети.

Рубрика: общепедагогические темы.

 

Проблема уходов детей из дома в последнее время набирает обороты. По открытым статистическим данным в России ежегодно регистрируется более 50 тыс. случаев уходов детей. Среди «бегунков» есть дети любого возраста и пола.

Более подвержены бегству подростки от 10 до 17 лет, но с каждым годом возраст «бегунков» молодеет. Мальчики бегут чаще, чем девочки. Дети убегают из дома, в котором живут, убегают из детских приютов и реабилитационных центров, уходят из школы и летних лагерей. На уход ребёнка также влияет и время года, но весна и осень – самые сложные периоды. Дети бегут от того, что имеют, к тому, чего им не хватает.  

Часто для обозначения таких побегов применяют термин «самовольные уходы», тем самым подчеркивается, что ответственность за побег возлагается на самого ребенка. Правильно ли это? Чтобы разобраться в данной проблеме, нужно понять, что стоит за «самовольным» уходом и каковы его причины.  

Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:

1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия.

2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких.

3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания.

4. «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.

Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко предлагает свою классификацию побегов детей из дома.

1. Эмансипационные. Наиболее часто встречающиеся, 45% всех случаев, характерны для детей 10-15 лет. Происходят в следствии желания детей и подростков избавиться от чрезмерной опеки родителей и домашних обязанностей, поиска «веселой» и «легкой жизни. Как правило, убегают не в одиночку, а вместе с кем-то, или находят друга в пути.    

2. Импульсивные. К ним относятся 26 % побегов, чаще случаются среди детей и подростков 7-15 лет. Происходят из-за жестокого обращения и суровых наказаний со стороны родителей, неправильного типа воспитания, а также буллинга и «расправ» со стороны сверстников. Такие побеги совершаются в одиночку.  

3. Демонстративные. 20 % побегов совершают подростки 12-17 лет, которые хотят обратить на себя внимание родителей или добиться желаемого. Дети убегают за компанию, ради получения материальной выгоды или завоевания авторитета среди сверстников. Как правило убегают недалеко, где их легко можно найти. В пути ведут себя вызывающе, привлекают внимание прохожих. 

4. Дромоманические побеги. Редкие случаи, около 9 %, совершаются детьми 7-17 лет с целью разнообразить будни, развлечься. Дети убегают далеко, в одиночку. Беспричинно изменяющееся настроение и немотивированная тяга к перемене обстановки, также могут стать причиной самовольного ухода. Иногда возвращаются сами, уставшие и притихшие, причину ухода объяснить не могут, испытываю чувство стыда за свой поступок.

Эти классификации имеют сходство, и анализируя их, нетрудно заметить, что причины самовольных уходов детей и подростков из дома в большинстве случаев кроются в семье, и только в редких случаях вызваны психическими нарушениями у ребенка. Вина ребенка за уход из дома минимальна, она почти всегда лежит на плечах взрослых: родителей, учителей, воспитателей. Надо понимать, что самовольный уход из дома - это очень сильная эмоциональная реакция ребенка на какую-либо ситуацию, из которой он не видит иного выхода. 

Со стороны может показаться, что самовольные уходы детей из дома случаются только в неблагополучных семьях, и что в вашей семье такого не случится, однако, даже в самой успешной, в самой благополучной семье может произойти побег. Не стоит забывать и о последствиях. Проживая без надзора взрослых, даже небольшой промежуток времени, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Они с легкостью попадают под опасное влияние среды, в следствии чего нередко втягиваются в ассоциальные и преступные действия, такие как, попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

Возникает вопрос, что вы родители можете сделать, чтобы предотвратить уход вашего ребенка из дома? Как взрослым наилучшим способом создать для ребенка здоровую эмоциональную среду, в которой он сможет полноценно развиваться и взрослеть.

Правило 1. Разговаривайте с ребенком!

Ежедневно обсуждайте с ребенком его прошедший день, что было хорошего и интересного, какие трудности и проблемы возникли, какая помощь нужна в их решении. Рассказывайте про свой день, свои успехи и неудачи. Воспринимайте ребенка как взрослого и самостоятельного человека, уважаете его личность и его решения. Не давите на него, а умело направляйте в нужное русло.

Правило 2. Находите время для общения и отдыха всей семьей. 

Организуйте свой совместный досуг. Это могут быть походы в кино или на спектакль, путешествия или просто пикник на природе. Будьте в курсе увлечений вашего ребенка, поддерживайте его.

Правило 3. Не применяйте меры физического воздействия!

Научитесь воздействовать на ребенка словом и убеждением, физические наказания только усугубят ситуацию.

Правило 4. Всегда держите на контроле школьную ситуацию и успеваемость вашего ребенка.

Задайте себе вопрос: а когда вы были в школе последний раз? Знаете ли вы как учится ваш ребенок, имеет ли он друзей в школе, активен или пассивен в школьных мероприятиях? Зная ответы на эти вопросы, вам будет легко держать школьную ситуацию на контроле.

Правило 5. Не запрещайте ребенку дружить и общаться.

Улица – это среда, в которой ваши сын или дочь приобретают как положительный, так и отрицательный опыт. Поэтому, вы всегда должны знать круг общения и времяпровождение своего ребенка.

Правило 6. Обращайтесь за помощью к специалистам.

Если какая-либо ситуация выходит из-под вашего контроля, и вы не можете с ней справиться самостоятельно, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам: педагогам – психологам, социальным педагогам и медицинским работникам. Чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов решить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома

Правило 7. Ни в коем случае не оставляйте без внимания угрозу сбежать из дома.

Угроза сбежать, это сигнал, который не должен быть проигнорирован. Поговорите с ребенком, выясните причину желания уйти из дома, успокойте, проявите участие к его проблеме и предложите помощь. Не угрожайте и не наказывайте.

Уважаемые родители, согласитесь, соблюдать эти правила, нет так уж и трудно. Эти маленькие шаги в сторону вашего любимого и замечательного ребенка приведут вас к тому, что вы обретете в его лице самого настоящего и преданного друга. Помните! Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей любви и понимания.

 

. . . . .