Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Влияние СМИ на молодое поколение

Дата публикации: 2022-04-30 01:26:08
Статью разместил(а):
Захарова Оксана Игоревна

Влияние СМИ на молодое поколение

Авторы: Бедняк Светлана Геннадьевна, к.п.н., доцент

и Захарова Оксана Игоревна, к.т.н., доцент

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема воздействия на молодое поколение через средства массовой информации. Проанализированы отрицательные и положительные последствия влияния СМИ на примере телевидения.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидение, молодёжь, массовые коммуникации.

 

В современном мире, в век информации и технологий, невозможно представить жизнь без интернета, телевидения и различных средств массовой информации. В большинстве случаев активными пользователями СМИ является подрастающие поколение. В свою очередь, СМИ оказывает огромное влияние на молодёжную аудиторию, и не всегда это влияние направлено положительно. В последнее десятилетие случаи негативного воздействия массовых коммуникаций стали увеличиваться. Воздействие отражается в ненормативном, агрессивном и аморальном поведении молодёжи в обществе, а также по отношению к окружающим их людям. На сегодняшний день данную проблему затрагивают общественные организации и движения, которым не безразлично личностное формировании у подрастающего поколения.

В наши дни средства массовой информации также создают некоторые идеалы, к которым стремится современная молодежь. Можно сказать, что СМИ утратили свою функцию воспитания и заменили её на функцию удовлетворения интересов. Существует малая доля вероятности, что средства массовой информации в скором времени поменяют ориентиры. В большинстве случаев они всего лишь аудитория, приносящая рейтинги телеканалам, интернет порталам. Проблема воздействия СМИ на образ жизни, поведения и ценности очень актуальна, так как большая доля населения - это молодёжь (более 65%). Они относятся именно к той социальной группе, которая имеет большее взаимодействие со средствами массовой коммуникации и в значительной степени подвержена их воздействию.

Позитивное и негативное влияние СМИ можно рассмотреть на таком ярком примере как телевидение. Можно отметить то, что телевидение оказывает всё больше отрицательное воздействие на молодёжь. Различного рода социологические исследования, проводившиеся в последние годы, как в нашей стране, так и в других странах, подтверждали, что зачастую современные молодые люди предпочитают просмотр телепередач как наиболее банальный и усреднённый способ препровождения свободного времени. Исследователи считают, что воздействие разноплановых телепередач способствуют формированию мнений и убеждений о настоящем состоянии общества, а также в них представлены наиболее простые свойства и черты личности, как типичного представителя общества.  

В новостях часто говорится о различных катастрофах и несчастных случаях. Негативные эмоции, которые проникают в сознание человека с помощью СМИ, накапливаются и впоследствии могут вызывать у человека состояние тревоги, апатии, депрессию и другие психологические расстройства.

В современном мире молодежь, а в частности подростки, склонны к нравственной дезориентации. Они не обладают устойчивыми моральными принципами и ценностями, так как именно в этот период закладываются и формируются жизненные установки и приоритеты. Телевидение является одним факторов такого формирования. В различных программах показывается образ идеальной жизни. Подрастающее поколение стремится соответствовать этому образу и мышлению. Такое поведение может приводит к проблемам формирования личности и социализации, так как показанные идеалы лишь частично соответствуют реальности.

Телевидение не ставит перед собой задачи по воспитанию у молодежи чувства ответственности, доброты и патриотизма. Привлекательный вид рекламы способствует тому, что материальные ценности выходят на первый план. Оказывая влияние на каждого человека в отдельности получается общество не обладающее высокими нравственными и моральными ценностям. 

Телевизионные передачи, несущие в себе насилие и демонстрирующие аморальное поведение и пороки, наиболее востребованы и популярны. Влияние таких передач может привести к отклонениям в поведении и закреплению насильственных установок среди молодежи. Демонстрация насилия на телевидение приводит к тому, что человек может стать более агрессивным к окружаемым, у него увеличивается страх самому оказаться в подобной ситуации, а также повышается желание насилия в реальной жизни.

Также телевидение оказывает на детей больше влияние, чем можно представить. Маленький ребенок не может самостоятельно анализировать и осознавать  полученную информацию. Также ребенок по телевизору может увидеть и узнать практически всё и у него пропадает желание и необходимость что-то узнавать и искать, так у него пропадает любопытство и тяга к знаниям. Поток той информации, которую получает ребенок, намного превышает его возможности. Даже взрослый человек не всегда в полной мере может справиться с той информацией, которая поступает из вне. А также дети с самого раннего возраста через СМИ видят и взрослых. Это приводит к тому, что дети раньше времени стараются быть похожими на взрослых.

Но все не так плохо, как кажется, все-таки телевидение производит на социум и положительное воздействие. Можно выделить некоторые позитивные моменты:

1. Создание культурных каналов.

2. Демонстрация положительных примеров героизма, различные подвиги, которые совершаются в повседневной жизни простыми людей.

3. Поддерживается баланс социальных отношений и взаимоотношений между властью и народом.

4. Наличие каналов и передач с узкой тематикой, что позволяет людям, заинтересовавшимся определённой темой, узнать о ней как можно больше и глубже.

5. Существует немало каналов, которые заинтересованы в создании собственной продукции, что в свою очередь повышает  интерес со стороны зрителей к отечественному производству.

Анализируя ценностные установки молодежи, не всегда можно определить баланс: с одной стороны молодое поколение стремиться к успеху в карьере, созданию крепкой семьи и установлению справедливости в обществе, а с другой стороны хотят быть подобным образцам и стандартам. И поэтому телевидение играет в этом плане важную роль, в некоторых фильмах на телевидение продвигают образцы жизни других стран, показывая лучшие стороны.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день происходит смена поколений, и поэтому телевидение изменяется в не лучшую сторону, так как оно стремиться подстроиться под интересы молодежной аудитории. Все-таки влияние средств массовой информации существует, и оно в значительной степени воздействует на молодежь.

В настоящее время необходимо уделить больше внимания исследованию методов, которые поспособствует сокращению отрицательного воздействия. Или в противном случае, если никто не будет обращать на это внимание, то у подрастающего поколения неверно будет происходить формирование ценностных представлений под влияние средств массовой информации. Такие последствия безразличного отношения к данной сфере могут привести к снижению развития общества. Правильный образ жизни, высокоразвитый уровень интеллекта, понимания морали, добрые поступки вот что должно охарактеризовать современную молодежь и средства массовой информации, в частности телевидение, должны этому способствовать.

 

Список литературы:

1. Мангейм К. Диагноз нашего времени.

2. Полищук М.И. Негативное влиянии СМИ на психическое здоровье.

 

. . . . .