Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Учитель, идущий в ногу со временем

Дата публикации: 2022-05-23 22:53:43
Статью разместил(а):
Карапетян Аида Викторовна

Учитель, идущий в ногу со временем!

Автор: Карапетян Аида Викторовна

МБОУ "СОШ № 43", г. Владикавказ

 

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!».

Каким должен быть настоящий и современный учитель? Как известно, время лечит, время идет вперед, время никого не ждет и т.д. И, действительно, именно время нам диктует, как нужно поступить в той или иной ситуации, а подчас ставит нас в определенные рамки жизни, когда нужно выполнить то или иное дело. Вот и сейчас, в век нанотехнологий и информационно-коммуникационного пространства, время «говорит», наставляет нас и одновременно заставляет задуматься о том, какой же сейчас учитель является современным, какого учителя следует считать таковым и какой характеристикой он должен обладать. 

Мое мнение такое, что на сегодняшний день путь педагога является очень сложным. Ведь педагог должен в первую очередь заниматься не только занятиями и проверкой тетрадей, заполнения журнала, воспитательный процессом учащихся, работой с родителями, родительскими собраниями и т.д. На сегодняшний день одним из главных критерий является самообразование. Ведь очень важно узнавать новое и стремиться к новым открытиям. Такой учитель покоряет и овладевает всеми новшествами и новинками информационно-коммуникационного пространства! А вот помогает ему в этом овладении и познании его учительская любознательность, курсы повышения квалификации, конкурсы «Учитель года», семинары, исследовательские работы, вебинары. чтение педагогической литературы, обмен опытом, поиск открытий, умение найти новое и реализовать всё новое.

Опираясь на свой опыт, могу с уверенностью утверждать, что уроки с применением современных технологий (презентация, видеоролик, интернет-ресурсы) стимулируют интерес учеников к изучаемому материалу, особенно у младших школьников, у учащихся появляется больше потребностей и/или желаний реализовать свои творческие возможности, в результате возрастает эффективность самостоятельной работы. Например, работа на уроке, где легко можно применить предметы русского языка, математики, окружающего мира. 

Учитель в информационном мире – это что-то вроде связующего элемента между информационным потоком и учеником. Но чтобы стать этим элементом, учителю необходимо уметь владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, чтобы идти с учеником в одном направлении и в ногу со временем и понимать язык ребёнка. В наше время дети с 1 класса легко владеют современной техникой, а я как учитель должна уметь разговаривать с детьми на их языке.

По моему мнению, использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать у учащихся умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; учащиеся могут овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Так как я учитель, идущий в ногу со временем, сегодня технически готова и уже использую информационные технологии в преподавании. Любой этап урока не обходится без новых технических средств. Благодаря умению пользоваться информационно - коммуникативными технологиями, я могу подготовить мультимедийное сопровождение на любой урок; для проверки усвоенных знаний приготовить для обучающих тест (в программе конструктор тестов); сделать различные задания на smart доске, в программе кликер.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, а также мне помогает организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными и мобильными.

Для себя считаю главным подготовить ребёнка к комфортной жизни в условиях современного общества, научить его использовать компьютер и другие технические средства, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить информацию, но сделать это всё без вреда для его здоровья. Поэтому здоровье сберегающие технологии на уроках никто не отменял.

На мой взгляд, применение ИКТ на уроках в учебном процессе направлено на развитие мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску. Урок становится не однообразным и не скучным, а творческим. Дополняю урок и творческими заданиями. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

И опять звучит этот вопрос: я современный учитель? Владеющий в совершенстве ИКТ? Говорящий на одном языке с младшими школьниками? На мой взгляд, мне как учителю нужно больше заботиться не о своей современности, а о своей своевременности. Вы спросите почему? Давайте приведем примеры.

У Аристотеля не было сегодняшних информационно-технологических возможностей, но именно о нем Александр Македонский сказал: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Та информация, которую мы доносим до детей, остается в каждом ученики на всю жизнь. Каждый из них был в своем времени и каждый шел быстрее своей эпохи. Но остались в памяти человечества эти великие учителя не потому, что использовали новейшие технологии, методы и приемы, а благодаря вере, огромной вере в то, что их ученики – это дар им, а не наоборот. Возможно, секрет в том, что каждый великий учитель несет в себе какие-то вневременные качества. Быть добрым современно? А честным? А искренним, порядочным? Сегодня над подобными вопросами смеются даже взрослые, смеются, а потом грустно вздыхают. Время меняет страны, технику, но не меняет человека. Ему по-прежнему хочется веры в себя, сочувствия к своим проблемам. Именно поэтому учитель всегда будет современным, он вне времени и моды. Именно от меня, скромного учителя, зависит будущее.

И пусть я похожа на Дон Кихота, но продолжу беспрестанно бороться с мельницами равнодушия, только их я считаю страшной проблемой современности. Равнодушие не сдвинешь с места новыми приемами и методиками, программами и оснащением. Диалог, чуткий и внимательный взгляд, «удивись со мной» и «удиви меня» вместо «посмотри и послушай» – мои главные рабочие инструменты. Ведь только такими инструментами мы добьемся общения с новым поколением. Ведь только тогда детские души откроют двери в новый мир, мир в котором они будут идти в ногу со временем и также будут изменять его и конечно в лучшую сторону. Только любовь к уникальному творению под именем Жизнь, уважение к факту рождения могут быть современны в школе всегда.

Безусловно, мой ученик, выходя из школы, должен быть востребован. Что это значит? Он должен уметь ориентироваться в многообразии ситуаций, уметь совершать выбор и нести ответственность за него, противостоять отрицательным воздействиям. А еще быть саморазвивающимся, самодисциплинированным, само-, само-, само … Только думаю, что я вряд ли смогу этому научить, ведь все это уже есть в нем, заложено самой природой. А что я могу? Только посредством искусства и диалога подтолкнуть, разбудить все прекрасное, что уже есть в моем ученике. И мне на помощь приходят Куприн, Достоевский, Солженицын, Бетховен, Моцарт, Серов … Спасибо вам за вашу нетленную современность.

В заключение хочу отметить, что благодаря таким великим людям во мне нетлеющий современный огонь, и я обязана как педагог передать огонь своим учащимся. Как и любому учителю мне нужно совершенствоваться каждый день, учиться всю жизнь словами К.Д. Ушинского и идти в ногу со временем. Ведь путь учителя бесконечен!

 

Литература:

1. Сердце отдаю детям — Василий Сухомлинский стр. 13-234

2. Рождение гражданина — Василий Сухомлинский стр. 235-477

3. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

4. Ушинский, К. Д. К. Д. Ушинский. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. – 64

5. А.Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Учитель, идущий в ногу со временем!

 

. . . . .