Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Тайм-менеджмент на уроках английского языка

Дата публикации: 2022-05-26 21:45:34
Статью разместил(а):
Еремеева Татьяна Геннадьевна

Тайм-менеджмент на уроках английского языка

Автор: Еремеева Татьяна Геннадьевна

МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5», Хотьково

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности тайм-менеджмента в педагогике, в частности на уроках английского языка. Тайм-менеджмент – это планирование времени максимально продуктивным образом. Для реализации данного принципа в изучении английского языка необходимо четко планировать учебное время урока.

Ключевые слова: тайм-менеджмент в педагогике; планирование занятия по английскому языку; преподавание английского языка, темп урока.

 

Зачастую многим начинающим учителям бывает трудно оценить, сколько времени занимают различные этапы их уроков. Это приводит к тому, что они не успевает провести все запланированное. Однако, существуют эффективные средства и методы, которые помогут проводить уроки в строго запланированное время.

Управлять и контролировать полный молодых учеников класс в течение урока – задача непростая. Дети склонны отвлекаться, искать развлечения, избегать конструктивных задач, стремиться найти более интересное занятие и т.д.

В рамках данной статьи предпринята попытка охарактеризовать тайм-менеджмент как эффективное средство грамотного распределения учебного времени при изучении английского языка.

Тайм-менеджмент в изучении английского языка предполагает планирование времени максимально эффективным образом и базируется на следующих принципах:

- постановка четких целей для каждого урока;

- организация времени;

- анализ затрат времени;

- контроль времени и темпа урока;

- распределение приоритетов [1, c. 98].

Стоит заметить, что основным принципом тайм-менеджмента в изучении английского языка является постановка целей.

Тайм-менеджмент в педагогике подразумевает исключение отвлекающих факторов, поскольку они могут привести к срыву запланированного занятия. Например, цель урока – научить считать на английском языке. Тогда карточки с изображениями животных (не имеющие отношения к числам) могут стать отвлекающим фактором.

Планирование времени урока английского языка до мельчайших деталей очень важно при работе с юными учащимися. Другими словами, важно учитывать темп обучения среди учеников и планировать урок соответствующим образом. Одни ученики справляются быстрее, другим требуется больше времени. Данный аспект следует учитывать таким образом, чтобы не оставалось временных пробелов. Дифференциация задач важна для создания благоприятной среды обучения [5, c. 71].

Не всегда является возможным реализовывать запланированное. Умение предвидеть возможные проблемы также является частью тайм-менеджмента. Предвидеть проблемы – задача сложная, однако наличие запасного плана может сэкономить много времени и привести к максимальной эффективности и результативности. Таким запасным планом может стать учебная игра, которая кроме всего прочего развивает уровень мотивации и познавательности.

Наличие педагогических правил также приводит к последующей эффективности самих занятий. Так, к примеру, правила можно вывесить на стенах на плакатах, чтобы они всегда были перед глазами учеников. Это поможет иметь некоторую организацию и стратегию. Допустим, учащиеся должны знать, что вопросы следует задавать до тех пор, пока учитель не закончит объяснять упражнение, или что они могут говорить только по очереди. Данное правило не только сэкономит время, но и положительно скажется на управлении классом в целом.

Одним из деструктивных форм во время урока является отвлеченная беседа учителя при работе с юными учениками. Поскольку данный процесс довольно трудно контролировать. Некоторые учителя затрачивают время на то, чтобы убедиться, поняли ли ученики задание, отвлекаются на все их комментарии. Однако, на наш взгляд, эффективнее использовать больше язык тела – указывать, показывать, демонстрировать, использовать ключевые слова, замедлять речь, улыбаться, кивать и т.д.

Например, ученик сказал: «О, теперь я понимаю ...». Вместо того чтобы учителю ответить: «Молодец! Посмотрите, как это было просто», стоит лишь улыбнуться, чтобы продемонстрировать свое одобрение. Такой аспект не предполагает, что поощрение учителя должно быть полностью устранено, но для этого следует выбрать более подходящее время, например, после урока, на собрании или в любое свободное от урока время [6, c. 121].

Независимо от возраста учащихся крайне важно научить их базовым навыкам сотрудничества и общения. Пусть ученики работают в парах, пусть сильные ученики помогают более слабым. Это сэкономит много времени на разговоре и объяснениях учителя, поскольку ученики, которые поняли задачу и тему, помогут более слабым наверстать упущенное, избавив учителя от необходимости повторять одну и ту же тему несколько раз.

Учителю английского языка следует быть конструктивным и настойчивым. Учителю будет сложно контролировать класс, если он не является для учеников лидером и авторитарной личностью: если является для учеников тем, с кем легко разговаривать, или позволяет себе совершать незапланированные действия (несколько раз поиграть в игры или несколько раз послушать песню, потому что ученики настойчиво этого просят) [4, c. 152].

При объяснении новой темы учителю следует доносить информацию до учеников понятным для них языком. Следить за темпом и скоростью речи, при необходимости замедлять ее и делать паузы. Некоторые упражнения не требуют объяснения, потому что очевидны и понятны для самих учеников.

Если необходимо проделать сложное или состоящее из двух частей задание, то учителю не стоит объяснять все сразу, а делать это поэтапно, сначала первую часть, убедиться, что учащиеся поняли, прежде чем переходить к объяснению следующей части. Начинать объяснять учителю следует после того, как будет достигнуто полное внимание класса.

Учителю следует говорить на английском с первого урока как можно больше. Например, предложение: "Split into pairs" не всегда будет понято, но "you two work together, you two and you two" плюс жест – в этом случае они поймут, что нужно делать.

Иногда можно использовать русский язык, но постепенно от него необходимо отходить и применять как можно реже. Давать задания и пояснять упражнения на английском языке, но при этом следует убедиться насколько они понимают, попросив учеников повторить их (не спрашивать только самых сильных учеников) [3, c. 144].

Зачастую ученики могут быть слишком застенчивы, чтобы признать, что они не понимают. Поэтому, чтобы убедиться, насколько ученикам все понятно, следует задавать простые вопросы.

Важно избегать применения императива в заданиях. Например, вместо того чтобы говорить "Do exercise № 1", можно сказать это в более вежливой форме "Can you?", "Could you?", потому что ученики будут повторять такие фразы в последующем. Вместо того чтобы сказать: "Repeat", учащиеся скажут: "Could you repeat that, please?"

После того как учащиеся приступят к выполнению упражнения, учителю следует быстро убедиться, что все пары или группы выполняют его верно. При этом не стоит останавливаться, чтобы помочь или проконтролировать одну группу, пока не будут проверены все. Если вдруг выяснится, что все группы выполняют его неверно, то стоит остановить их и объяснить упражнение снова.

Итак, эффективность проводимых занятий английского языка и их направленность на достижение целей во многом зависит от контроля классом и временем.

Рассмотрим план урока, который основан на принципах Тайм-менеджмента:

Вводная часть (3 минуты):

• Прежде чем начать объяснять новую тему и формулировать цели, учащиеся должны попытаться угадать тему урока.

• Учитель может дать подсказки, написав слова, вопросы, или найти викторины, так или иначе связанные с темой.

• Только после того, как тема урока угадана, ученики могут открыть свои книги и посмотреть, о чем они собираются узнать.

Например, темой урока являются исторические герои (Черчилль, Елизавета I, Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Ньютон, Принцесса Диана, Пушкин)

Основная часть (30 минут):

1. Чтение.

Гораздо эффективнее расширить задачи, над которыми ученики работали ранее. Например, если ученики выполняли задание по чтению и слишком быстро справились с заданиями, возможно выполнить следующее:

– Попросить учеников работать вместе в парах, чтобы заполнить тест со словарными вопросами и задать их другой паре.

– Провести тест на правописание, основанный на словах из текста.

– Разделить учеников на команды и задать им вопросы для понимания в качестве соревнования.

– Попросить учеников переписать текст по памяти своими словами.

– Расширить дискуссию вокруг темы текста.

– Диктант. Прочитать ученикам часть текста вслух и попросить их записать его без ошибок.

2. Говорение.

Если последнее задание – ролевая игра, то распределить учеников по разным парам или группам и попросить их выполнить это упражнение.

3. Аудирование.

Если задание по аудированию, то возможно провести диктант, дискуссии, ролевые игры или адаптировать некоторые из упомянутых заданий по чтению.

Закрепление и приведение в действие новых знаний, полученных учащимися (12 минут):

• Подведение итогов урока.

• Пояснение домашнего задания (3-4 минуты).

Таким образом, время урока английского языка методом тайм-менеджмента должно быть четко зафиксировано:

• учащиеся должны знать, сколько времени у них есть, чтобы быстрее выполнить задание и, как следствие, сэкономить его.

• полезно, когда часы висят на видном месте так, чтобы ученики тоже могли контролировать время [2, c. 51].

Иногда случается так, что урок английского языка закончился раньше запланированного времени. В этом случае ученикам следует заняться каким-либо дополнительным упражнением или игрой. Даже короткое время нужно постараться провести с максимальной пользой. Для этого можно поиграть с учениками, например, в игру "Dooble" для развития зрительного восприятия, внимательности и реакции, а также повторения лексических единиц. Такая игра станет полезным и качественным наполнением в конце урока. Однако, следует не забывать о цели урока, поэтому любая незапланированная игра так или иначе должна быть направлена на достижение целей урока.

Оставшееся время в конце урока будет полезно направить на исправление ошибок и анализ того, что было рассмотрено. Для этого следует записывать ошибки, которые были сделаны учениками (неправильные фразы, предложения или слова) на доске и попросить учеников исправить их попарно.

Такое упражнение станет эффективным и полезным завершением конца урока, поскольку дает возможность повторить урок; проводить ученикам дополнительное время, общаясь друг с другом на английском языке; решать проблемы вместе (так больше шансов запомнить их); избегать повтора данных ошибок.

 

Список литературы: 

1. Бараненко С.П. Инновационный менеджмент. – М.: Центрполиграф, 2019. – 254 с.

2. Беспаленко Е.М. Практикум по психологии менеджмента в образовании. Учебное пособие: Воронеж: Истоки, 2018, – 102 с.

3. Беспаленко Е.М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2018, ВГУ.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2020, – 304 с.

5. Кавалерчик Т.Л. Искусство управления уроком: менеджмент в течение 45 минут // Народное образование, 2017. № 8. – С.71-81.

6. Макаров В.М.: Менеджмент. – СПб: Питер, 2021.

. . . . .