Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Личностная зрелость будущего педагога

Дата публикации: 2022-06-01 11:30:16
Статью разместил(а):
Водина Валерия Александровна

Личностная зрелость будущего педагога

Автор: Водина Валерия Александровна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург

 

Аннотация: В статье рассмотрены основные вопросы формирования и развития личностной зрелости будущих педагогов, которую автор определяет как комплексную характеристику личности специалиста, обеспечивающую сознательное принятие профессионально значимых духовных, художественных и материальных ценностей и его стремление реализовать себя в процессе профессиональной деятельности в качестве педагога.

Ключевые слова: личностная зрелость, субъектность, педагог, педагогическая деятельность.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармонических отношений человека с миром, является его личностная зрелость. Уровень ее развития во многом определяет мировоззренческую, научную, этическую, эстетическую, правовую и политическую культуру, и не в последнюю очередь духовнонравственную, пробуждающую в человеке совесть и ответственность за результаты профессиональной подготовки.

Для начала рассмотрим понятие личности. Их достаточно много, в данной статье использую определение  У. Джеймса он считал что Личность это субъект самосознания и «эмпирическое Я», в которое включается все, что человек воспринимает как свое, за что чувствует ответственность и с состоянием чего связывает самооценку В это широкое «Я» включается три вида личности:

1. Физическая личность, охватывающая тело индивида, его одежду, близких людей, дом, плоды его труда.

2. Социальная личность — роли индивида в отношениях семейных, товарищеских, профессиональных, сословных и т.д. По словам Джеймса, «на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит»

3. Духовная личность есть совокупность интеллектуальных, нравственных, религиозных характеристик индивида.

Главная составляющая жизненного благополучия и его критерий — самоуважение (самооценка) личности. Оно прямо пропорционально успеху и обратно пропорциональна притязаниям индивида. Компоненты личности образуют ценностную иерархию, в которой более высокую ступеньку занимает то, что отвечает более общим, перспективным интересам развития индивида. Духовная личность, соединяющая индивида с абсолютным началом, ценнее социальной, социальная ценнее физической. Джеймс дает своим последователям практический жизненный совет: соизмерять притязания, со своими возможностями, максимально их разворачивая, и заботиться в первую очередь о своей духовной личности.

Личностная зрелость изучалась философами, психологами и педагогами с различных позиций: как результат, как процесс и как личностная черта. Теоретический анализ философских подходов к проблеме позволяет выделить методологические предпосылки личностной зрелости. Исследование показало, что восхождение к гуманизму как базовой философской основе современной педагогики позволяет определять личностную зрелость каждого субъекта педагогического процесса в качестве приоритетной цели современного образования.

В отечественной психологии проблема личностной зрелости была впервые поставлена и последовательно решалась с позиции личностно-деятельностного подхода, основы которого были заложены работами П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Говоря о личностной зрелости, мы имеем в виду не всю индивидуальность, а личность в более узком смысле слова – человек социальный и психосоциальный, объект и субъект общественных отношений и коммуникаций, социального поведения и исторического процесса.

В структуре личности в указанном смысле слова интегральным образованием является характер, завершенный рефлексивными его чертами. Личностная зрелость во многом совпадает со зрелостью характера, что предполагает его полноту (богатство отношений), силу (волевое преодоление жизненных трудностей), цельность (единство множества отношений, иерархия мотивов, наличие главного смысла жизни) и оригинальность (самобытность, подлинность).

Зрелая личность является субъектом жизненного пути. В ее сознании формируются субъективная картина собственного жизненного пути, включая образы прошлого, а также настоящего и будущего, смысл и цели жизни, отношение к будущему, жизненные планы и программы, жизненная философия (принципы, идеалы жизни, представления о ее закономерностях).

Зрелость личности подготавливается зрелостью ее психологических (и вместе с тем психофизиологических) механизмов. Так, она предполагает наличие когнитивной, эмоциональной и волевой развитости, что является условием осуществления всех социальных функций личности. Американский психолог Дж. Зиман рассматривает зрелость личности с когнитивной точки зрения: «зрелая личность та, которая может предоставить в своё распоряжение наибольшее количество информации и эффективно синтезировать её».

Известные сегодня теории зрелости личности можно объединить в две группы. Социально-ориентированные теории утверждают, что зрелость обретается посредством овладения социальным опытом, освоения норм социальной среды и реализации их в непосредственном поведении. В качестве критериев формирования зрелости используются показатели, задаваемые обществом с целью оценки адаптации личности, в частности, показатели социализированности личности.

Личностная зрелость означает самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений, способность определять собственную зону ближайшего развития и личностного роста, стремление расширить пространство саморазвития.

Обучение в высших учебных заведениях предполагает собою особый момент в жизни человека, особенный период развития личности: это время принятия целого ряда актуально значимых решений, подобных равно как окончательный профессиональный выбор, выбор карьеры, выбор матримониальных стратегий и т.д. Значительный вопрос заключается в том, готов ли молодой человек признать данные постановления непосредственно, а никак не следовать установкам от родителей либо кого-либо ещё, и способен ли он признать в себе ответственность за реализация данных решений.

Свободный, личный выбор реализуется человеком в той степени, каковой достигла в своем формировании его субъектность. Реализуя собственную независимость, человек в базе добровольного решения предпочитает один из допустимых альтернатив действия, предполагаемых данной ситуацией. Общественная жизнь дает потенциал осуществления разных вариантов поведения, что устанавливает потребность выбора, стимулирует и ориентирует активность человека. С объективной стороны уровень независимости выбора определяется социальными критериями, но в рамках данных обстоятельств личность владеет свободой выбора, которую она осуществит в меру развития субъектности.

Критериями личностной зрелости студента в ее содержательной части выступают следующие компоненты: автономность (самостоятельность в суждениях и поступках), ответственность за результаты учебно-профессиональной деятельности, способность к сотрудничеству с однокурсниками и преподавателями на основе толерантности и эмпатии, способность к саморегуляции индивидуальных состояний.

Можно выделить ведущие критерии личностной зрелости педагога: ценностная мотивированность действий, поступков, поведения и в целом деятельности, что демонстрирует причинную обусловленность педагогической деятельности; активность, отражающая способность педагога как субъекта деятельности к осознанным целенаправленным действиям для достижения поставленных целей педагогической деятельности; способность к рефлексии и самое главное — к саморефлексии; осознанная модальность, что проявляется в понимании педагогами как субъектами педагогической деятельности собственных личностных, профессиональных и субъектных особенностей в сравнении с другими людьми и специалистами; вариативность, которая характеризует возможность педагога осознанно выбирать средства педагогической деятельности.

Проявление личностной зрелости студента осуществляется более эффективно в рамках модели организации педагогического процесса, которая позволяет стимулировать стремление будущего специалиста повысить уровень своего профессионального и личностного развития. Основными условиями, способствующими проявлению личностной зрелости студента в учебно-воспитательном процессе вуза, являются:

– организация гуманистического общения педагога и студентов, ориентированного на свободное взаимодействие участников образовательного процесса и его диалогический экзистенциальный характер;

– наполнение образовательного процесса содержанием, побуждающим личность к выявлению смыслов своего развития и порождающим потребность личности в профессиональном саморазвитии;

– использование в учебно-воспитательном процессе вуза специально разработанной, целенаправленной системы ценностно-смысловых развивающих методов и форм (упражнений, заданий и тренингов), стимулирующих и корректирующих проявление личностной зрелости студентов.

Таким образом мы определяем личностную зрелость будущего учителя как комплексную характеристику личности специалиста, обеспечивающую сознательное принятие профессионально значимых духовных, художественных и материальных ценностей и его стремление реализовать себя в процессе профессиональной деятельности в качестве учителя . Личностная зрелость будущего специалиста является результатом усвоения социально-культурных норм в условиях творческого взаимодействия преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе вуза и выступает в дальнейшем как фактор профессионального становления личности.

 

Список литературы:

1. Бердникова Д.В. Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 2. С. 2-3.

2. Бирмаганбетова К.Т. Педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа // Скиф. - 2016. -№4. - с.3-4.

3. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред.Л.А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с. 

 

. . . . .