Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Дата публикации: 2022-06-20 22:16:39
Статью разместил(а):
Федотова Оксана Николаевна

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Автор: Федотова Оксана Николаевна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о здоровьесбергающих технологиях, применяемых на уроках английского языка. Их использование на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, укрепление здоровья обучающихся, английский язык.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателей английского языка.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья обучающихся в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из самых травматичных факторов для здоровья обучающихся является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности обучающихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

Цель: разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения.

Рабочая гипотеза: если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная вещно-пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.

Приемы для сохранения и укрепления здоровье обучающихся: 

1) положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);

2) пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи);

3) дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей);

4) физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики); 

5) смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости); 

6) игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать); 

7) оптимальный темп ведения урока; 

8) подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы); 

9) нестандартное размещение ученических рабочих мест в кабинете; 

10) чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей; 

11) нетрадиционная система опроса; 

12) музыкальное сопровождение; 

13) групповой метод обучения. 

Немного подробнее я бы хотела остановиться на некоторых приемах, которые я сама активно использую на своих уроках. 

1. Пальчиковая гимнастика и всевозможные рифмовки с участием рук. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Например, в группах первого курса, если на уроке обучающимся предлагается объемное письменное задание, то после его выполнения мы проводим зарядку для рук, точнее для кистей рук «Clap your hands».Во время этой зарядки обучающиеся непроизвольно запоминают такие глаголы английского языка как: хлопать, крутить, тереть, трясти, сгибать, сжимать. При изучении английских числительных мне на помощь тоже приходят рифмовки и стихи.

2. Игровые моменты. 

На каждом уроке необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку. Примером может служить использование на уроках коротких стишков стиле рэп”. Моментом релаксации можно также считать песни на английском языке.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

В урок я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей.

ИГРА - одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:

Игра-пантомима: 

При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

- При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- При изучении темы ‘’My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Ролевая игра-пантомима ‘’In the shop’’.

Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

3. Мультисенсорный подход. 

Если говорить о здоровье обучающихся, нельзя обойти стороной такой вопрос как мультисенсорный подход при обучении различным видам речевой деятельности. Как известно, в зависимости от "ведущего” канала восприятия, учеников можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетов.  Я думаю, вы со мной согласитесь, что самыми обделенными в этой ситуации оказываются кинестетики. Приведу несколько примеров, как им можно помочь: При изучении букв, я предлагаю детям наощупь, держа руки за спиной, угадать букву. (буквы вырезаны из бархатной бумаги)  Таким образом, задействуются все каналы восприятия учащихся. 

Обучающимся-кинестетикам также понравится следующее задание: дети делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны лицом к доске, и последний игрок каждой команды пишет рукой на спине впередистоящего букву, следующий игрок таким же образом передает эту буквы вперед и первый стоящий у доски ученик записывает эту букву мелом на доске.

4.Самооценивание и взаимооценка. 

На своих занятиях я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке: Very well (очень хорошо), ok (нормально), not well! (не очень хорошо).

Практикую взаимопроверку тетрадей с короткими буквенными диктантами, где обучающиеся карандашом проверяют работы, смотря на образец на доске и критерии оценки. Кроме того, для снятия утомления и скуки можно использовать такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным давать задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Для развития самоконтроля обучающиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность обучающимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, учащиеся лучше смогут контролировать свою речь и деятельность. 

5. Разноуровневое обучение. 

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений обучающегося. Важно учитывать тип личности ученика и использовать элементы разноуровнего обучения.  Например при выборе домашнего задания можно предложить:  на 3 балла – найти в тексте и выписать определенные слова;  на 4 балла – составить предложения с этими словами;  на 5 баллов- составить и рассказать рассказ, используя эти слова.

Важен учет времени: При проведении контрольных работ нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания. Поэтому хорошо бы, чтобы при выполнении задания ученики знали необходимый минимум, который нужно выполнить для получения положительной оценки, и максимум - для получения каких-то бонусов (дополнительный балл или дополнительная оценка, если разница между минимумом и максимумом значительная). 

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее учащиеся запоминают языковой материал.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Брызгалова Т. Система, сберегающая здоровье школьников // Директор школы, 2003 г., № 4.

2. Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания  при изучении иностранных языков // Иностранные языки в школе, № 5.

3. Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье  школьников // Директор школы, 2014 г., № 5.

4. Полат Е. Разноуровневое обучение // Иностранные языки в школе, 2000 г., № 6; 2001 г., № 1.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2018.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2017.

 

. . . . .