Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Важность внеклассной работы по иностранному языку в школе

Дата публикации: 2022-08-03 10:28:42
Статью разместил(а):
Романова Людмила Николаевна

Важность внеклассной работы по иностранному языку в школе

Автор: Романова Людмила Николаевна

ГБОУ "Школа № 1248", г. Москва

Аннотация: В данной статье подчеркивается важность внеклассной работы, которая способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка, организации их досуга и развитию духовных качеств личности. Она доступна, интересна и приближена к реальным условиям общения на изучаемом языке.

Ключевые слова: внеклассная работа, межкультурная коммуникация, иностранный язык, школа.

В наше время, когда знание иностранных языков по праву занимает одно из важнейших мест в оценке человека как профессионала, все больше обучающихся выбирают предмет иностранного языка для углубленного изучения или проявляют неподдельный интерес к нему для общего развития своего интеллекта и кругозора.

Проведение любого внеклассного мероприятия есть реализация плана, намеченного учителем, умение спланировать - одна из важных задач деятельности учителя. Ни методические разработки, ни учебники, ни программа и указания не дают готовой схемы.

Творчество и конструирование, уровень развития и информированности, уровень языковой подготовки учащихся, возрастные особенности детей, сочетание различных форм работы (коллективных, групповых, индивидуальных), межпредметные связи - вот что главное в организации внеклассной работы по иностранному языку. В этой связи значительное место в учебном процессе, как на начальной, так и на второй, и, особенно, на третьей ступенях обучения, отводится внеклассной работе. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения и к расширению кругозора.

Внеклассная работа по иностранному языку по своему содержанию и назначению помогает решать разные задачи (практическую, образовательную и воспитательную), формируя личность учащегося в духе понимания общечеловеческих ценностей, помогая организовать досуг детей, приобщая их к полезной деятельности и развивая их духовные качества.

Основными задачами, решение которых обеспечивает современная школа, являются:

- формирование у учащихся готовность к взаимопониманию;

- воспитание в духе толерантности;

- умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства;

- развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов.

Для создания условий большей результативности обучения, предполагается гибкость в определении целей, необходимость учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные способности.

Ожидаемый результат состоит в появлении поликультурной многоязычной личности, способной использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Через язык общения происходит не только обмен идеями, опытом, мыслями, но и «диалог культур».

Итак, задачи иностранного языка как учебного предмета, ориентированного на формирование поликультурной многоязычной личности. Состоит в том, чтобы обеспечить:

- когнитивное развитие учащихся;

- развитие коммуникативной культуры школьников;

- социокультурное развитие личности, обеспечивающее возможность представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

- развитие мотивации к изучению иностранного языка через формирование потребностей как можно лучше и точнее понимать окружающий мир; развитие самообразовательного потенциала учащихся, обеспечение их готовности к самостоятельной работе над языком.

В связи с перечисленным выше учителю иностранных языков необходимо овладеть методикой:

- выявления у каждого школьника мотивации к изучению лингвокультуры и поиска выхода на реальное общение;

- организация межкультурного обмена как составной части учебно-воспитательного процесса;

- проведение мероприятий различного уровня и характера;

- использование в этих целях все возможности, которые предоставляют для межкультурного взаимодействия кружок, класс, школа, регион и так далее.

Организация внеклассных мероприятий, это одна из форм реализации изученного материала.

Цель: создать оптимальные условия для развития творческой личности и стимулировать интерес учащихся к узучению иностранного языка.

Задачи: мотивация учащихся в использовании знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных тем; воспитание поликультурной, многоязычной личности; развитие творческого потенциала.

Технология построения: главная идея проекта- коллективное творчество учащихся, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями, выступающими в роли помощников.

Содержание:

1. Подготовка мероприятия:

- постановка цели;

- определение степени участия каждого ученика;

- определение сроков подготовки и даты проведения мероприятия;

- создание ученического совета по подготовке мероприятия;

- обсуждение временных и материальных ресурсов;

- написание сценария;

- подбор музыкального оформления (если такое присутствует);

- оформление помещения, изготовление буклетов и газет, создание мультимедийной презентации, сопровождающей мероприятие;

- индивидуальные и групповые репетиции.

2. Проведение мероприятия.

3. Подведение итогов:

- анализ внеклассного мероприятия;

- обсуждение с учащимися сильных и слабых сторон мероприятия на последующих уроках английского языка;

- написание эссе по впечатлению от мероприятия;

- подготовка фото и видео материалов.

4. Условия применения:

- творческий союз «учитель+ученики, заинтересованные в проведении планируемого мероприятия»;

- соблюдение всех этапов подготовки;

- соблюдение основных дидактических принципов: «учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, доступность, последовательность и систематичность в работе».

5. Составные части мероприятия:

- эссе и рефераты;

- проекты учащихся;

- сценарий, созданный группой учителей и учащихся;

6. Результаты самодиагностики.

Анализ проведенной работы - залог успеха совместной деятельности - учащихся и учителей. Для проведения качественного анализа используются следующие методы сбора информации:

- наблюдение;

- обсуждение сильных и слабых сторон;

- анкетирование учащихся;

- анализ эссе и проектов учеников;

- отзывы творческой группы учителей;

- отзывы гостей, присутствовавших на мероприятии.

7. Трудности освоения могут возникнуть, если:

- отсутствует творческий союз «учитель + ученик»;

- отсутствует мотивация учащихся к изучению иностранного языка;

- недостаточно сформированы коммуникативные навыки учащихся;

- отсутствует целенаправленная работа педагогического коллектива по интеграции учебного процесса.

8. Практическая направленность:

- увеличение активного и пассивного словарного запаса;

- совершенствование и развитие навыков речемыслительной деятельности учащихся;

- совершенствование навыков спонтанной речи;

- углубление знаний по предмету.

О положительных отзывах по проведению тематических уроков и внеклассного мероприятия свидетельствуют:

- неослабевающий интерес учащихся к изучению иностранного языка;

- наличие заинтересованности в результатах общей работы,а также желание проявить себя;

- приобретение учащимися опыта выступать публично;

- приобретение умений высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать выводы на основе полученной информации;

- приобретение навыков самооценивания;

- приобретение познавательных и исследовательских умений;

- приобретение опыта обсуждения и ошибок (своих и одноклассников).

Подводя итог выше сказанному, можно сказать что, проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу школьников. Творческий характер заданий, предлагаемый в ходе различных игр, конкурсов и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, при участии в театрализованных постановках у обучающихся формируется устойчивый интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, обычаям страны изучаемого языка.

Список литературы:

1. Английский язык. Внеклассные мероприятия. - Издательство «Учитель», 2011 год.

2. Внеклассная работа по английскому языку. - ИД»Белый ветер», 2013 год.

 

. . . . .