Важность внеклассной работы по иностранному языку в школе
Важность внеклассной работы по иностранному языку в школе
Автор: Романова Людмила Николаевна
ГБОУ "Школа № 1248", г. Москва
Аннотация: В данной статье подчеркивается важность внеклассной работы, которая способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка, организации их досуга и развитию духовных качеств личности. Она доступна, интересна и приближена к реальным условиям общения на изучаемом языке.
Ключевые слова: внеклассная работа, межкультурная коммуникация, иностранный язык, школа.
В наше время, когда знание иностранных языков по праву занимает одно из важнейших мест в оценке человека как профессионала, все больше обучающихся выбирают предмет иностранного языка для углубленного изучения или проявляют неподдельный интерес к нему для общего развития своего интеллекта и кругозора.
Проведение любого внеклассного мероприятия есть реализация плана, намеченного учителем, умение спланировать - одна из важных задач деятельности учителя. Ни методические разработки, ни учебники, ни программа и указания не дают готовой схемы.
Творчество и конструирование, уровень развития и информированности, уровень языковой подготовки учащихся, возрастные особенности детей, сочетание различных форм работы (коллективных, групповых, индивидуальных), межпредметные связи - вот что главное в организации внеклассной работы по иностранному языку. В этой связи значительное место в учебном процессе, как на начальной, так и на второй, и, особенно, на третьей ступенях обучения, отводится внеклассной работе. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения и к расширению кругозора.
Внеклассная работа по иностранному языку по своему содержанию и назначению помогает решать разные задачи (практическую, образовательную и воспитательную), формируя личность учащегося в духе понимания общечеловеческих ценностей, помогая организовать досуг детей, приобщая их к полезной деятельности и развивая их духовные качества.
Основными задачами, решение которых обеспечивает современная школа, являются:
- формирование у учащихся готовность к взаимопониманию;
- воспитание в духе толерантности;
- умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства;
- развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов.
Для создания условий большей результативности обучения, предполагается гибкость в определении целей, необходимость учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные способности.
Ожидаемый результат состоит в появлении поликультурной многоязычной личности, способной использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Через язык общения происходит не только обмен идеями, опытом, мыслями, но и «диалог культур».
Итак, задачи иностранного языка как учебного предмета, ориентированного на формирование поликультурной многоязычной личности. Состоит в том, чтобы обеспечить:
- когнитивное развитие учащихся;
- развитие коммуникативной культуры школьников;
- социокультурное развитие личности, обеспечивающее возможность представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- развитие мотивации к изучению иностранного языка через формирование потребностей как можно лучше и точнее понимать окружающий мир; развитие самообразовательного потенциала учащихся, обеспечение их готовности к самостоятельной работе над языком.
В связи с перечисленным выше учителю иностранных языков необходимо овладеть методикой:
- выявления у каждого школьника мотивации к изучению лингвокультуры и поиска выхода на реальное общение;
- организация межкультурного обмена как составной части учебно-воспитательного процесса;
- проведение мероприятий различного уровня и характера;
- использование в этих целях все возможности, которые предоставляют для межкультурного взаимодействия кружок, класс, школа, регион и так далее.
Организация внеклассных мероприятий, это одна из форм реализации изученного материала.
Цель: создать оптимальные условия для развития творческой личности и стимулировать интерес учащихся к узучению иностранного языка.
Задачи: мотивация учащихся в использовании знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных тем; воспитание поликультурной, многоязычной личности; развитие творческого потенциала.
Технология построения: главная идея проекта- коллективное творчество учащихся, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями, выступающими в роли помощников.
Содержание:
1. Подготовка мероприятия:
- постановка цели;
- определение степени участия каждого ученика;
- определение сроков подготовки и даты проведения мероприятия;
- создание ученического совета по подготовке мероприятия;
- обсуждение временных и материальных ресурсов;
- написание сценария;
- подбор музыкального оформления (если такое присутствует);
- оформление помещения, изготовление буклетов и газет, создание мультимедийной презентации, сопровождающей мероприятие;
- индивидуальные и групповые репетиции.
2. Проведение мероприятия.
3. Подведение итогов:
- анализ внеклассного мероприятия;
- обсуждение с учащимися сильных и слабых сторон мероприятия на последующих уроках английского языка;
- написание эссе по впечатлению от мероприятия;
- подготовка фото и видео материалов.
4. Условия применения:
- творческий союз «учитель+ученики, заинтересованные в проведении планируемого мероприятия»;
- соблюдение всех этапов подготовки;
- соблюдение основных дидактических принципов: «учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, доступность, последовательность и систематичность в работе».
5. Составные части мероприятия:
- эссе и рефераты;
- проекты учащихся;
- сценарий, созданный группой учителей и учащихся;
6. Результаты самодиагностики.
Анализ проведенной работы - залог успеха совместной деятельности - учащихся и учителей. Для проведения качественного анализа используются следующие методы сбора информации:
- наблюдение;
- обсуждение сильных и слабых сторон;
- анкетирование учащихся;
- анализ эссе и проектов учеников;
- отзывы творческой группы учителей;
- отзывы гостей, присутствовавших на мероприятии.
7. Трудности освоения могут возникнуть, если:
- отсутствует творческий союз «учитель + ученик»;
- отсутствует мотивация учащихся к изучению иностранного языка;
- недостаточно сформированы коммуникативные навыки учащихся;
- отсутствует целенаправленная работа педагогического коллектива по интеграции учебного процесса.
8. Практическая направленность:
- увеличение активного и пассивного словарного запаса;
- совершенствование и развитие навыков речемыслительной деятельности учащихся;
- совершенствование навыков спонтанной речи;
- углубление знаний по предмету.
О положительных отзывах по проведению тематических уроков и внеклассного мероприятия свидетельствуют:
- неослабевающий интерес учащихся к изучению иностранного языка;
- наличие заинтересованности в результатах общей работы,а также желание проявить себя;
- приобретение учащимися опыта выступать публично;
- приобретение умений высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать выводы на основе полученной информации;
- приобретение навыков самооценивания;
- приобретение познавательных и исследовательских умений;
- приобретение опыта обсуждения и ошибок (своих и одноклассников).
Подводя итог выше сказанному, можно сказать что, проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу школьников. Творческий характер заданий, предлагаемый в ходе различных игр, конкурсов и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, при участии в театрализованных постановках у обучающихся формируется устойчивый интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, обычаям страны изучаемого языка.
Список литературы:
1. Английский язык. Внеклассные мероприятия. - Издательство «Учитель», 2011 год.
2. Внеклассная работа по английскому языку. - ИД»Белый ветер», 2013 год.