Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Летние математические игры

Дата публикации: 2022-08-30 22:18:35
Статью разместил(а):
Малахова Татьяна Витальевна

Летние математические игры

Авторы: Малахова Татьяна Витальевна

и Хрипкова Светлана Алексеевна

МАОУ "СОШ № 27 с УИОП", г. Старый Оскол, Белгородская область

 

Аннотация: В этой статье рассказывается о математических играх, предназначенных для организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере.

Ключевые слова: летний лагерь, математические игры.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Как сказал Блез Паскаль: “Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случаев сделать его занимательным”. Но в “занимательной математике” столько серьезного, способного заинтересовать и увлечь учащегося, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может поспорить со многими разделами классической школьной программы.

В последнее время подростки много времени проводят за компьютером, сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры. При этом не обязательно этот вид досуга оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, памяти, логического мышления. Общение подростков сводится к общению с неживым предметом, они живут в своем мире, а реальное общение друг с другом сходит на нет. Альтернативой этому могут служить математические игры, которые предполагают живое общение друг с другом и развивают умственные способности.

В лагере ребенок находится на отдыхе. А какой детский отдых может быть полноценным без двигательной активности. Польза игр на улице важна как с точки зрения нормального физического развития, так и как источник веселья и хорошего настроения.

Наиболее естественное состояние ребенка это движение, и, поэтому использование подвижных математических игр в летнем лагере привлекает детей своей необычностью, им нравится участвовать в такой деятельности, участвуя в ней, они не замечают, что еще и учатся, возникает интерес не только к внеклассной работе по математике, но и к самому предмету.

Примеры подвижных игр:

«Рисуем цифрами животных». Задание для детей: нарисовать мелками животное, или дом, или что-то другое с помощью цифр.

«Пятнашки». Дети прыгают по клеткам, в которых нарисованы цифры, наступая на любую клетку, потом перепрыгивают на другую, потом на третью, цифры написаны не по порядку. Прыгают до тех пор, пока в сумме не наберут 15. И надо в каждой клетке встать ровно, не перетаптываясь и не наступая на её границу. Клетки можно нарисовать как угодно: или как в обычных классиках два ряда по пять клеток, или три ряда по три клетки. Можно еще нарисовать цветок с цифрами на лепестках. Можно нарисовать подобное — круг и разделить его на сегменты. Побеждает тот, кто первым наберет в сумме 15.

«Дом с подъездами и этажами». На асфальте рисуем дом из трёх подъездов и пяти этажей. И дети прыгают – в первый подъезд на третий этаж или во второй подъезд на четвёртый этаж. Можно придумать, что дети приходят в гости или то, что они там живут. Пусть дети пофантазируют.

«Ёлки, палки, лес густой». Эта игра не такая уж простая. Рисуем на асфальте прямоугольник две на три или две на четыре клетки. Каждая клетка – квадрат, со стороной примерно в две ступни. Это, кстати, отдельная задачка – многие дети не могут соблюдать масштаб. И когда они начинают сами рисовать классики, то у них клетки получаются маленькие. Не то что две ноги – и одна-то не помещается! Дальше в клетках пишем по порядку числа. Первый игрок закрывает глаза, а второй ему командует. Ёлки – один шаг вперёд. Палки – поворот на месте в той же клетке на 90 градусов (вбок). Лес густой – наступить на черту. Так что, если у нас поле три на две клетки, то второй командует первому: «Ёлки, палки, палки, ёлки, палки, ёлки, палки, палки». Задача игры: по порядку пройти все клетки с закрытыми глазами.

С детьми постарше можно играть в следующие игры:

«Не сбылось». Ученики встают в круг и называют по порядку натуральные числа, например до 200. Число кратное 7 или 9 заменяют словами «Не сбылось». Кто ошибается, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в кругу дольше всех. 

«Дискотека». Каждой цифре соответствует некоторое движение: 

0 – руки за спину, 1 – прыжок на одной ноге, 2 – прыжок на двух ногах, 3 – поклон, 4 – приседание, 5 – хлопок, 6 – взмах рукой, 7 – взмах ногой, 8 – наклон туловища вбок, 9 – поворот туловища. 

Задание: кто быстрее покажет восьмизначное число. Числа: 76492518,  31798642, 28451957. Можно показать дату своего дня рождения.

«Кто быстрей». Даны две таблицы (36 * 36) с числами от 1 до 36, написанными вразброс. Кто быстрее покажет числа по порядку. Ученики играют парами. Остальные их проверяют.

«Двойка». Все участники встают с одной стороны друг за другом. На другую стороны переходит только тот, кто правильно называет следующую степень числа два. Кто не может сказать правильный ответ – выбывает. Так ученики переходят с одной стороны на другую, пока не останется только один участник. Он является победителем. 

«Угадай цифру». Учащиеся встают в круг. Учитель прикрепляет каждому на спину цифру. Участник должен, не показав свою цифру, заглянуть за спину сопернику и назвать его цифру. Выбывает тот, чью цифру отгадали, и тот, кто ошибся в названии цифры. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

В летнем лагере встречаются дети, которые предпочитают тихие игры, требующие пытливости ума, настойчивости. Для них подойдут настольные игры. 

К настольным играм относят такие математические игры как математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п. Дети могут играть в них в любое свободное время. Настольные игры настолько многообразны, что описать их общую структуру очень сложно. Общее у них то, что они в основном не подвижные, индивидуальные, требуют умственного труда. Они захватывают и заинтересовывают учащихся, развивают у них настойчивость и упорство в достижении цели, способствуют возникновению интереса к математике.

Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных настольных игр.

«Математическое лото». Правила у игры те же, что и при игре в обычное лото. Каждый из учеников получает карту, на которой написаны ответы. Ведущий игры берет пачку карточек, на которых написаны задания и вытаскивает одну из них. Читает задание, показывает всем участникам игры. Участники решают задания устно или письменно, получают ответ, находят его у себя на игральной карточке. Закрываю этот ответ специально заготовленными фишками. Выигрывает тот, кто первый закроет карточку. Проверка правильности закрытия карты обязательна, она является не только контролирующим моментом, но и обучающим. Можно заготовить жетоны таким образом, что после закрытия всей карты, у учащегося получился с помощью этих жетонов рисунок, тем самым можно проверить правильность закрытия карты. Перед началом игры можно провести разминку, на которой вспоминаются формулы, правила, знания, необходимые для проведения игры.

«Игры со спичками». Данные игры могут проводиться в различной форме, но суть у них остается одна, учащимся даются задания, в которых нужно построить фигуру из спичек, путем перемещения одной или нескольких спичек получить другую фигуру. Вопрос игры и заключается в том, какую именно спичку нужно переложить.

Очень нравятся детям игры-головоломки. В них нужно расположить особым образом определенные фигуры или числа в таблице. Возможен и другой вариант такой игры. Например, игра, где из различной формы кусочков бумаги нужно собрать фигуру, да еще попытаться найти, как можно больше различных вариантов сбора.

Так же встречаются настольные игры-поединки между двумя участниками. Это такие игры как крестики-нолики в различных вариациях, игры на шахматной доске, игры с использованием спичек и многие другие. В таких играх необходимо выбрать нужную, выигрышную стратегию. Проблема и заключается в том, что сначала нужно догадаться какая именно стратегия является выигрышной. В математике даже существует такой тип нестандартных задач, где как раз нужно найти выигрышную стратегию игры и обосновывать ее математически (теория игр).

 

. . . . .