Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Командное взаимодействие педагогов ДОУ как средство реализации системно-деятельностного подхода

Дата публикации: 2022-09-19 22:13:36
Статью разместил(а):
Калинникова Людмила Николаевна

Командное взаимодействие педагогов ДОУ как реализация системно-деятельностного подхода

Авторы: Калинникова Людмила Николаевна,

Гайдук Вера Михайловна,

Симанова Татьяна Александровна

МАДОУ «Детский сад № 393», г. Пермь

 

Аннотация: Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля. Успешное преодоление различных  отклонений у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Ключевые слова: ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, коррекционно-образовательный процесс.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

При объединении людей в команду достигается эффект синергии, когда результат совместного труда превосходит суммарный результат индивидуальных усилий. Совместная работа позволяет вдохновлять, поддерживать друг друга, разрабатывать идеи, сопоставлять различные точки зрения формировать «стереоскопическое» видение проблем, использовать во благо имеющиеся различия в способностях, темпераменте, жизненном и профессиональном опыте участников команды. 

Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. 

В работе с детьми, имеющими ОВЗ, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия всех педагогов, для согласованности проводимых мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Мы создали модель коррекционно-развивающей деятельности, которая представляет собой целостную систему.

Цель: организация системы взаимодействия педагогов с детьми ОВЗ воспитательно-образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности.

Задачи:  

· Создать единое коррекционно-образовательное пространство, стимулирующее речевое и личностное развитие детей. 

· Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

· Разработать конкретные механизмы внедрения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в практику работы дошкольного учреждения.

Система  включает:

· диагностический блок (изучение психических и речевых особенностей ребенка с ОВЗ, выделение факторов риска на основе полученных результатов),

· профилактический блок (формирование у педагогов и родителей информационной готовности к коррекционной работе),

· коррекционно-развивающий блок (обеспечивает положительный уровень речевого и психического развития дошкольника).

Содержание коррекционно–развивающей деятельности с детьми ОВЗ. 

Все педагоги работают под руководством логопеда или дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами календарно-тематический план:

Работа учителя–дефектолога:

· Развитие познавательной деятельности.

· Формирование элементарных математических представлений.

· Коррекция нарушений сенсорного развития.

· Формирование и коррекция пространственно-временных представлений.

· Развитие зрительно-моторной координации.

Работа учителя-логопеда:

· Развитие мелкой моторики пальцев рук.

· Уточнение и обогащение словаря ребенка.

· Развитие навыков связной речи.

· Формирование понимания речи.

· Коррекция звукопроизношения.

· Формирование грамматического строя речи. 

Работа воспитателя группы компенсирующей направленности:

· Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

· Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

· Целенаправленная активизация отработанной лексики.

· Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

· Развитие памяти, внимания, логического мышления в игре.

· Формирование связной речи, закрепление навыков чтения и письма.

Работа педагога-психолога: 

· Работа с детьми, имеющие отклонения в поведении.

· Коррекция агрессивности.

· Профилактическая работа по развитию эмоций.

· Коррекция детско-родительских отношений.

Работа музыкального руководителя:

· Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия.

· Развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико–мелодической стороны.

· Формирование правильного  речевого и певческого дыхания.

· Обогащение музыкального словаря детей на основе впечатлений от прослушивания музыкальных произведений.

Работа инструктора по физической культуре:

· Развитие общей и тонкой моторики.

· Развития двигательных умений и навыков.

· Совершенствование ориентировки в пространстве.

Определены формы взаимодействия педагогов. Наиболее приоритетные: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ НООД.

Формы работы с детьми с ОВЗ  используемые при взаимодействии педагогов в ДОУ (познавательно-досуговые): 

В течение учебного года проведено 9 мероприятий:

Сентябрь – Мониторинг.

Октябрь – Книжкина неделя.

Ноябрь – Осенняя ярмарка.

Декабрь – Сказки.

Январь – Животные Пермского края.

Февраль – Все идут служить ребята.

Март – Масленица.

Апрель – Перелетные птицы.

Май – Зарница.

Июнь – Красный, желтый, зеленый.

Июнь – Мониторинг.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с ОВЗ.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

 

. . . . .