Влияние стиля педагогического общения воспитателя на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста
Влияние стиля педагогического общения воспитателя на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста
Автор: Юсупова Людмила Александровна
МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются организация продуктивного общения воспитателя, влияющая на создание благоприятного климата в ДОО. Дана классификация стилей педагогического общения и их влияние на оптимизацию образовательной деятельности воспитанников.
Ключевые слова: Стиль, педагогическое общение, эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
На современном этапе развития системы образования предъявляются высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров.
Индивидуальный стиль деятельности – одна из составляющих профессии педагога. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль педагогического общения. Педагогическое общение – особое взаимодействие педагога и обучающегося в процессе обучения и воспитания, с целью обеспечения благоприятного, психологически комфортного климата для успешного решения педагогических задач. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров под профессионально-педагогическим общением понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия». Особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов: А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьмной, Я.Л. Коломинского, И.А. Зимней, А.А. Реан. Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию воспитателя взаимопонимания и взаимоотношений с детьми, при помощи различных коммуникативных средств.
Функции педагогического общения можно классифицировать следующим образом:
• Информационно-коммуникативная функция заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Реализация данной функции обеспечивает накопление жизненного и бытового опыта¸ научных знаний, умений, навыков, приобщение личности к культурным идеалам, материальным и духовным ценностям определенного общества.
• Перцептивная функция. Эффективность общения в профессиональной педагогической деятельности во многом зависит и от того, как педагог воспринимает и насколько хорошо знает своих воспитанников. Перцептивная функция общения важна и непроста в реализации. В.А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его интересы и желания.
• Интерактивная функция. Важной функцией общения является интерактивная функция, то есть управление деятельностью воспитанников. Спланированное и моделированное педагогическое общение определяет эффективное использование разнообразных видов образовательной деятельности.
В профессионально-педагогическом общении также рассматривают стили руководства детским коллективом, разработанные А.А. Бодалевым:
- Автократический стиль (самовластный) проявляется в том, что педагог осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяет им высказывать свои взгляды.
- Авторитарный стиль. Педагог самостоятельно и беспрекословно разрешает все вопросы и проблемы, которые касаются как целого детского коллектива, так и каждого ребёнка. Он единолично, исходя из собственных мыслей и установок, определяет цели, задачи, характер взаимодействия, а также субъективно оценивает результаты деятельности. Показатели успеваемости, такие как дисциплина, беспрекословное подчинение, внешне кажутся положительными, однако внутренний климат и психологическая атмосфера в коллективе, как правило, неблагополучная.
- Демократический стиль. Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению обучающихся, поддерживает право воспитанников на свою позицию, поощряет инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности.
- Попустительский стиль. Предполагает минимальную ответственность педагога за результаты своей деятельности, а в частности – его стремление минимизировать свое участие в процессе обучения, воспитания и развития детей. Такие педагоги лишь формально выполняют свои обязательства, реализуя тактику невмешательства.
- Непоследовательный стиль. Педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и появлению конфликтных ситуаций.
- Игнорирующий стиль характеризуется тем, что педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей.
Известно, что большую часть времени ребенок проводит в детском саду, общаясь со сверстниками и воспитателями. При наблюдении становится ясно, что действия, установки и позиции педагога при общении с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому пойдет развитие ребенка. Тип взаимодействия с взрослым является очень серьезным фактором, влияющим как на развитие ребенка, так и на его эмоциональное благополучие. Я.А.Коменский писал, что если педагоги будут приветливы и ласковы, будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами, если педагоги будут относиться к воспитанникам с любовью, тогда они легко завоюют их сердца так, что детям будет приятно пребывать в детском саду.
Стиль педагогического общения изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребёнка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении утверждается как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребёнком основных, типичных для его возраста задач. Различают четыре этапа развития потребности в общении ребёнка с взрослым.
1 этап - потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребёнка в первом полугодии жизни.
2 этап - нужда в сотрудничестве или соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребёнка после овладения им произвольным хватанием.
3 этап - нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира.
4 этап - потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих отношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребёнок стремится добиться общности взглядов со взрослыми. Это позволяет малышу использовать их как руководство в своих поступках.
Для формирования положительного эмоционального состояния, каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять воспитание детей с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Умение видеть эмоциональное состояние детей, верно оценивать их поступки, способность адекватно откликаться на их поведение, – это показатель профессионализма воспитателя ДОО.
Список литературы:
1. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 1995. - 244с.
2. Березовин Н.А., Психология педагогического общения [Текст]: учеб.-метод. Пособие для студентов пед. Специальностей и педагогов/ Н.А.Березовин, Н.А. Цырельчук – Мн: МГВРК, 2008. - 464с.
3. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М., 1990. – С. 83.
4. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
5. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч. : в 3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 223.