Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методы и формы работы с одаренными детьми по предметам, не входящим в область их интересов

Дата публикации: 2022-11-01 01:56:58
Статью разместил(а):
Колосова Варвара Юрьевна

Методы и формы работы с одаренными детьми по предметам, не входящим в область их интересов

Автор: Колосова Варвара Юрьевна

КГУ, г. Кострома

 

Аннотация: Данная статья раскрывает условия проведения занятий для одаренных школьников, в которых они не заинтересованы. Она полезна учителям, работающим с данной категорией учащихся, педагогам-психологам как специалистам, сопровождающим детей «группы риска» и педагогам дополнительного образования.

Ключевые слова: одаренные дети, интерес, организация занятий.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

На данный момент времени сфере одаренности уделяется большое внимание как на международном, федеральном, так и на региональном и локальных уровнях. Ведётся обширная работа с одаренными детьми. Эта работа в основном заключается в развитии самой области одаренности детей, реже решению социальных проблем одаренных детей. Однако совсем мало уделяется внимание такому аспекту, как предупреждение трудностей одаренными детьми при изучении предметов, не входящих в область их интересов.

Целью нашего исследования было выявление эффективных форм и методов предупреждения трудностей в изучении учебных предметов одаренными школьниками, не входящих в область их интересов.

Одаренность (по Теплову Б.М.) - сочетание индивидуальных способностей, которое позволяет ребенку легко, на качественном уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения, которая развивается на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей.  

А одаренный ребенок (по Рабочей концепции одаренности) — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет для них внутренние предпосылки) в том или ином виде деятельности.

Одаренность имеет свои черты, особенности, признаки, которые могут проявляться как в познавательной, эмоциональной, волевой, психофизиологической, так и в мотивационной, и других сферах психики человека.

Если рассматривать классификации видов одаренности, то можно обобщить в зависимости от критерия, положенного в их основу:

- «вид деятельности»: практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная;

- «сферы психики»: интеллектуальная, эмоциональная и мотивационно-волевая;

- «степень сформированности одаренности»: актуальная и потенциальная одаренность;

- «форма проявления»: явной одаренности и скрытой;

- По критерию «широты проявлений в различных видах деятельности» можно поделить на: общую и специальная одаренность.

Наряду с высокими способностями у одаренных детей часто могут возникать и различные проблемы. Они могут быть связаны с психическими, социальными, физиологическими и психосоциальными областями жизни человека.

Помимо этих сфер выделяют трудности, возникающие в сфере образования. Особое внимание стоит уделить тому, что помимо общеизвестных трудностей одаренных детей, выделена и такая как «низкая мотивация изучения предметов, не входящих в область интересов», что и является одним из аспектов нашего исследования.

Поэтому для решения данной проблемы мы разработали опытно-экспериментальную работу, позволяющую выявить формы и методы, которые будут способствовать появлению желания у одаренных школьников изучать учебные предметы, не входящие в область их интересов.

Для изучения проблемы нами была разработана модель, в качестве цели которой мы поставили создание условий для появления желания у одаренных школьников изучать учебные предметы, не входящие в область их интересов.

Основными задачами были:

1. Выявление основного вида одаренности и причины удовольствия изучения данной области.

2. Диагностика отношения к предметам, не входящим в область одаренности.

3. Раскрытие причин трудностей в изучении учебных предметов, не входящих в область их интересов.

4. А также анализ наиболее благоприятных форм и методов предупреждения трудностей в изучении учебных предметов одаренными учащимися.

В основу работы были поставлены такие принципы, как: 

1. Принцип природосообразности - то есть учет пола, возраста и особенностей детей с одаренностью.

2. Принцип гуманистической ориентации – уважительное отношение, обеспечения свободы выбора, учет интересов одаренных учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, по­буждение новых интересов, оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач.

3. Принцип ориентации на развитие личности.

4. Принцип социальной адекватности - соответст­вие содержания и средств воспитания социальной ситуации.

5. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода - предполагает восприятие школьников как субъектов своего развития, преобразование позиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей.

6. Принцип увлечения перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах.

Для оценки эффективности работы модели использовался ряд критериев:

Эмоциональный критерий, который определяется появлением благоприятного эмоционального отклика, а также желания от изучения предметов, не входящих в область их интересов.  

Мотивационный критерий, показателем которого является появление мотивации у одаренных школьников изучать предметы, не входящие в область их интересов.  

А также рефлексивный критерий, который характеризуется таким показателями, как анализ причин малого интереса к предметам, не входящих в область одаренности, причин большого интереса к предпочтительным предметам, а также осознание того, что может повысить желание изучать те или иные предметы.  

Исследование можно было поделить ряд таких этапов, как:

Первый из них диагностический, который включал в себя:

- Анкету «Мои учебные интересы», которая предполагает, ответ на вопросы, касающиеся своего положения в обществе, причин интереса и не интереса тех или иных учебных предметов, а также осознание возможных выходов из ситуации малого эмоционального отклика на уроках.

- Методику «Учебный план», в которой дается задание составить свой собственный учебный план, при этом сделать таким, чтобы было интересно и приятно учиться, а также написать сколько времени отводится на тот или иной предмет и причину, по которой выбрали тот или иной предмет. 

- Методику изучения мотивации обучения Лукьяновой М.И., Калининой Н.В., которая позволяет выявить для кого или чего одаренный ребенок учится, причины не интереса к обучению, то есть происходит анализ эмоции, возникающие в той или иной ситуации, которые позволяют выявить

Второй этап – анализ имеющихся данных. Были использованы такие методы как:

- Анализ – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

- Синтез – объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.

- Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явление с одновременным выделением интересующих в данном случае свойств.

- Обобщение – логический процесс переноса от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию.

- Метод индукции – логический метод исследования, связанный с обобщением результатов, переходом от единичного знания к общему.

Третий этап – разработка рекомендаций по предупреждению трудностей в изучении учебных предметов, с определением наиболее привлекательных форм, методов и приемов для одаренных по не заинтересовавших их предметам. 

Базой исследования служил КГУ города Костромы, где одним из реализующихся проектов является проект «Многопредметная школа КГУ для одарённых школьников». Он был организован с целью организации преемственности и создания непрерывной образовательной среды на базе КГУ для участников ОЦ «Сириуса». 

Принимали участие одаренные учащиеся 8-9 классов, имеющих одаренность в таких интеллектуальных сферах, как математика, физика и информатика.

Проводились мероприятия, опросы, направленные на выявление наиболее эмоционально интересных форм, методов и приемов для учащихся с одаренностью по предметам, в области которых нет одаренности.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что предупредить данные трудности можно с помощью определенных форм и методов, способствующих возникновению интереса на занятиях.

Так по результатам наиболее эмоционально привлекательными для детей с одаренностью были такие формы работы, как дискуссии, соревнования, игры, конкурсы, работа по группам. Также привлекательны нестандартные проверки знаний, исследовательский характер урока, создание проектов на темы, выбранные самими одаренными школьниками, сквозь призму интересующих тем.

Наиболее заинтересовавшими методами были: создание ситуации успеха, эксперименты и опыты на уроке, изучение интересных и эффективных методов, способствующие более качественному пониманию и запоминанию информации, например, с помощью игры.

А также приемы: «ученики в роли учителя», взаимопроверка, веселые истории и шутки по темам урока, указание на важность определенного знания в будущем, перспективу развития, раскрытие практической значимости предмета. А также связь с областью знаний сферы одаренности, перенос характерных черт любимого предмета, на тот, который не вызывает должного интереса или при возникновении трудностей в получении материала. Предоставление информации различными способами, с нескольких сторон, в том числе и исходя из более понятных предметов для учащихся.  

Также способствовать появлению желания изучать предметы, не вызывающие интереса, могут такие аспекты, как:

· получение ярких эмоций и чувств при процессе изучения предмета;

· достаточно легкое понимание сути данной области знаний с элементами проблематизации и исследовательского характера получения знаний;

· предоставление новых занимательных фактов;

· более интересное изложение информации на уроке.

Таким образом, предупреждение трудностей в изучении учебных предметов одаренными школьниками, не входящих в область их интересов, можно, если изначально использовать интересные формы, методы, приемы обучения, способствующие более качественному пониманию предмета и возникновению желания в будущем изучать данную область знаний.

 

Список литературы:

1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АиСТ, 2006.

2. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. Мин. образ. РФ. Мбур., 2003. 90 с.

3. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с. 

 

. . . . .