Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.12.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Музейная педагогика и ее возможности в воспитании патриотизма

Дата публикации: 2019-12-02 16:30:03
Статью разместил(а):
Белолюбцева Галина Витиславна

Музейная педагогика и ее возможности в воспитании патриотизма

Автор: Белолюбцева Галина Витиславна

МБОУ «Большегнеушевская СОШ», с. Большегнеушево, Рыльский р-н, Курская обл.

 

Насколько актуальна сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения? К сожалению, очевидно, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Считается, что поколение «девяностых»- потерянное поколение. Но, похоже, что уже наше общество теряет и поколение нового, XXІ века. Последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идет рост проявлений бездуховности, безнравственного поведения, агрессивности и экстремистских настроений, форм отклоняющегося поведения детей и молодежи.

Россия - крупнейшая многонациональная и многоконфессиональная страна и для России «важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.

Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в детском возрасте. Чтобы воспитать эти чувства у ребенка, педагог должен быть сам убежден и вдохновлен идеями патриотического воспитания.  Это кропотливый и систематический процесс, который идет планомерно в школе из класса в класс, от поколения к поколению.  Участниками этого процесса должны стать дети, учителя, семья и общественность. Только все вместе мы можем решить проблему воспитания патриотизма. Работа должна вестись по разным направлениям и проявляться в разных видах деятельности: изучение истории Родины и своего города или села, улицы, семьи, ознакомление с героями и их подвигами, изучением символов государства, достижений страны. Важно, чтобы изучение этого материала вызывало чувство привязанности к «большой» и «малой» родине, чувство ответственности и гордости, уважения и толерантности к обычаям и традициям других народов.

Эту работу уже много лет я стараюсь вести в своей школе, вдохновляясь убежденностью в том, что, рассказывая детям историю Родины (уроки истории), изучая законы страны (обществознание), историю Курского края, собирая материал для школьного музея и ведя поисковую работу, я бросаю зерна, которые когда-то прорастут и. надеюсь, дадут благодатные всходы. В своей деятельности, в основном, я опираюсь на музейную педагогику. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Наш музей не только "хранит и показывает", но и обеспечивает активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре, истории своего края, села, школы. 

Чтобы детям было интересно, надо уметь увлечь их, заинтересовать, материал донести доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что многое узнать они могут о войне, героях, традициях на примерах и фактах своего села и его жителях. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Каждый ребенок может попробовать себя в том или ином деле, и здесь не важна результативность, важен результат воспитательного воздействия на человеческие качества ребенка.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах творческой, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и обучающихся. Школьный музей берет на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

Мы занимаемся сбором материалов по истории села и школы, ведем поисковую работу, связанную с Великой Отечественной войной, собираем экспонаты, включающие предметы быта, письменные документы и источники, фотографии. В нашем музее более пятисот экспонатов. Есть в нашей коллекции старинные предметы быта, пластинки, школьные принадлежности прошлого века, гильзы от патрона и снарядов, экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разрабатываемых мною к урокам истории Курского края, внеклассную работу, через детскую организацию школы. Обучающимися создана презентация истории школы, школьного музея, по материалам Великой Отечественной войны, разработан инновационный образовательный продукт, представленный на областной конкурс: «Школа - хранитель культурно-исторического наследия малой родины».

Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода истории, где отражается жизнь села, школы, выпускников нашей школы. В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Обучающимся предоставляется возможность побыть экскурсоводами.

Другой формой работы являются внеклассные мероприятия, проводимые в школе и районе, посвященные местным народным и православным традициям, истории школы, истории села и страны. Например, устный журнал «История нашей школы», театрализованные постановки, посвященные православным и народным традициям («Свет рождественской звезды», праздник Казанской иконы Божией Матери, «Пасхальный Благовест», музыкальный конкурс «Завалинка»), экскурсии: «История монет», «Странички жизни нашей школы» …

Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на гражданско-патриотическое воспитание. Традиционные праздники ко Дню Победы, участие в акции «Бессмертный полк», конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне («Я- наследник Победы», «75 лет Курской битве», «75-лет оккупации Рыльского района во время Великой Отечественной войны») – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. 

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности. Культура родного края для детей – контекст их развития. Обучающиеся пишут сочинения о природе и достопримечательностях села, стихи, посвященные Великой Отечественной войне и Победе, сочиняют сказки и истории, связанные с экспонатами музея, что способствует развитию их творческих способностей.

Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение. В этом нам помогают родители наших воспитанников, рассказывая о своих семейных традициях, участвуя в фотовыставке «Моя семья», творческом конкурсе «Моя малая родина». Таким образом, на основе знакомства с предметами старины и традициями народов России мы воспитываем у детей патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к семейным ценностям.

В такой работе осуществляется связь времен, которая дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры.

Сама учебно-познавательная деятельность, направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей родины, народа способствуют формированию ценностно-ориентированной личности.

Сочетание разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования позволяют выполнить заказ общества- человека, богатство души которого делает его нравственным, уникальным, способным к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

 

Литература:

1. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей. - От внешкольной работы к дополнительному образованию. Сб. нормативных и методических материалов. - М., 2000.

2. Евладова Е.Б, К вопросу об интеграции основного и дополнительного образования в условиях общего образования учащихся. М., 2002.

3. Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М., 2000.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования, № 6, 2002.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. - Ростов/Д, 2001.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site