Создание портфолио воспитанника Центра содействия семейному воспитанию (детского дома)
Создание портфолио воспитанника Центра содействия семейному воспитанию (детского дома)
Автор: Пономарёв Максим Васильевич
ГБУ ЦССВ «Берег надежды» (детский дом), г. Москва
Введение.
Проблема оценки качества образования и воспитания воспитанников учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности и государства в целом. Уровень понимания оценки качества воспитания для каждого из них имеет разностороннюю направленность, что не позволяет вынести однозначного решения. Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта (воспитанника), а результаты превратились в оценку их личностных достижений, требуется создание целостной системы организации воспитательным процессом. При этом используемое понятие “качество воспитания” будет означать качество воспитательного процесса, выраженное в его результатах.
Теоретическая часть.
В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества воспитания и образования.
Этимология понятия “портфолио” имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время термин “портфолио” достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями, а в повседневной жизни “портфолио” представляют, как: визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении); досье (собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах); портфель учебных и профессиональных достижений человека.
Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина “портфолио” позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.
Ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию и находящийся в условиях детского дома, особо нуждается в ведении портфолио. Помочь воспитаннику обрести уверенность в своих силах на пути достижения успеха – задача каждого педагога. Фиксация достижений в учёбе, в спорте и других областях необходима как для ребёнка, так и для педагога и для потенциальных кандидатов в приёмные родители.
Профессиональный долг педагога состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность воспитанника, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху. Поэтому условием ведения портфолио является то, что оно должно заполнятся регулярно и обязательно с помощью воспитателя или педагога-психолога.
Данная разработка проводилась в условиях детского дома и на основании опыта работы. При составлении структуры портфолио использовалась собственная разработка методологии портфолио воспитанника детского дома. Разработка проводилась воспитателями Пономарёвой Н.В. и Пономарёвым М.В.
Практическая часть:
Общие положения портфолио
1. Портфолио – это печатный документ, состоящий из восемнадцати печатных листов.
2. Каждое портфолио является именным, хранится в файловой папке и находится в открытом доступе.
3. Портфолио воспитанника детского дома-это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
4. В портфолио содержится разнообразная информация, которая отражает приобретенный опыт и достижения воспитанника; сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения воспитанника; фотографии воспитанника; работы и поделки, выполненные воспитанником.
5. Портфолио заполняет сам воспитанник. Воспитатель только корректирует и помогает воспитаннику.
6. Портфолио заполняется на протяжении всего времени нахождении ребёнка в учреждении.
7. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой.
8. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
9. Просмотр портфолио педагогом-психологом, кандидатом в родители и другими воспитанниками разрешается только с ведома и согласия воспитанника, которому принадлежит портфолио.
10. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
11. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
Цели и задачи портфолио.
Основные цели:
- отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений воспитанников;
- активизация их разноплановой деятельности, повышение активности воспитанников.
Основные задачи:
- формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
- формирование и поддержка учебной мотивации воспитанников;
- организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений воспитанников;
- развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности воспитанников;
- расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании и воспитании.
Структура портфолио:
Лист 1. Титульный лист. На этом листе написано название учреждения. В середине листа фотография ребёнка, которую он выбирает сам. Под фотографией написаны фамилия, имя и отчество воспитанника. По желанию ребёнка возможно размещение маленькой картинки.
Лист 2. От имени ребёнка написаны число и год рождения. Следующая информация о том, в год кого родился и кто по гороскопу. Далее значение имени и фамилии.
Лист 3. Автобиография. Здесь воспитанник своей рукой может написать о себе то, что считает нужным. Необходимо объяснить, что здесь необходимо изложить небольшую историю о себе.
Лист 4. Следующая страница предусматривает фотографию директора учреждения. Информацию о том, какой период ребёнок находится в данном учреждении (если был в других, то тоже можно написать), сколько времени знаком с именно с этим директором.
Лист 5. Этот лист называется «Мои воспитатели». Здесь перечислены воспитатели ребёнка и расположены фотографии воспитателей.
Лист 6. Здесь ребёнку предложено самому написать имена своих друзей. Это предполагает формирование у ребёнка дружеских отношений со сверстниками и носит информативный характер для ознакомления через определённый период времени.
Лист 7. Тематика этого листа схожа с предыдущим листом. Только здесь воспитанник описывает контакты со взрослыми людьми. Это формирует у ребёнка уважительное отношение к воспитателям, педагогам, директорам и просто к взрослым людям, предполагая в дальнейшем поддержку и общение с людьми.
Лист 8. На этом листе воспитанник кратко заполняет четыре пункта: 1.«Свои мечты», 2.« Я хотел бы научиться», 3. «Я хорошо умею», 4. «Я должен сделать». На данном этапе достигаются задачи по формированию умения ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и возможность в дальнейшем проанализировать поставленные задачи.
Лист 9. Здесь воспитанник продолжает самоанализ. Заполняет следующие пункты: «Кем я хочу стать», «Где я хотел бы работать» и «Какая у меня будет семья».
Лист 10. Продолжая достигать выполнения поставленных задач, мы предлагаем ребёнку описать «Мои любимые фильмы», «Мои любимые игры», «Мои любимые книги» и «Мои любимые музыкальные исполнители».
Лист 11. На этом листе нами были представлены две таблицы. Первая таблица «Учреждения, в которых я учился», а вторая «Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах». Дополнительные строки подойдут для тех детей, которые меняли учебные заведения.
Лист 12. В таблице «Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях» воспитанник может указывать свои достижения в спорте за большой период времени. Таблица разбита на графу год и класс, что позволяет видеть динамику.
Лист 13. Таблица «Сведения об участии в проектной деятельности» позволяет ребёнку указывать свои работы как в школе, так и в детском доме.
Лист 14. Этот лист портфолио был составлен для того, чтобы воспитанник мог записывать города, населённые пункты, страны и те достопримечательности, которые ребёнок увидел во время экскурсий, проводимых в школе или детском доме.
Лист 15. Лист «Примерная успеваемость» позволяет ребёнку самому поставить среднюю оценку по предмету.
Лист 16. Лист для индивидуальной работы «Место для заметок, записей и дополнительных планах на будущее» позволяет ребёнку самостоятельно изложить те мысли, о которых не упомянули.
Лист 17. Здесь должны находится все награды воспитанника: грамоты, медали и дипломы воспитанника.
Лист 18. В конце портфолио собирают фотографии воспитанника. Заполняется совместно с воспитателем.
Заключение.
Данное портфолио нашло применение во всех группах детского дома. За два года использования достигнуты следующие результаты:
- повышение у воспитанников уровня заинтересованности в фиксировании личных стремлений и достижений воспитанников;
- повышение учебной мотивации воспитанников;
- увеличение творческого потенциала;
- желание развивать свои навыки и умения в различных областях;
- желание путешествовать и открывать новые места.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно-практической конференции “Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008. 75-81 с.
2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под редакцией Е.С. Полат: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.
4. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
5. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43.
6. Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14).
7. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.
8. Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – Страница 51-54.